Оптимальное урегулирование конфликта включает в себя следующие основные этапы: сбор и анализ информации, прогноз, реализацию намеченного плана, коррекцию, контроль эффективности собственных действий, завершение.
Этап анализа и сбора информации. На данном этапе происходят сбор и оценка информации об объекте конфликта, участниках противоборства, о причинах и непосредственном поводе, который привел к развитию конфликта, о социальной среде, в ко-тооой протекают отношения оппонентов и сам конфликт.
Информация об участниках должна включать в себя сведения об их отношениях между собой, а также с другими участниками конфликта (коллегами, руководством т. п.); требованиях и позициях; о совпадающих и несовпадающих целях и интересах; деи-
ствиях, которые они предпринимали на предыдущих этапах конфликта.
Информация о социальной среде, в которой протекает конфликт включает в себя сведения о ситуации в организации; ее задачах' о том, какие функции и задачи в ней выполняют оппоненты; о степени влияния на оппонентов конфликта; о реакции, позиции и действиях руководства, подчиненных, общественности и том, какой информацией о конфликте они обладают.
Также анализу подвергается собственная позиция каждой из конфликтующих сторон, а именно собственные цели, ценности, интересы; правовая и нравственная основа требований и действий и их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом; представление каждой стороны о том, как оппонент воспринимает ее и сам конфликт.
В качестве источников информации могут выступать личные наблюдения каждого из участников и беседы с другими участниками конфликта и его наблюдателями.
Этап прогнозирования. На основе анализа и оценки информации, осуществленного на предыдущем этапе, каждая сторона создает свой прогноз относительно вариантов разрешения конфликта, а также определяет те способы и пути его разрешения, которые в наибольшей степени соответствуют их собственным целям и интересам. Важно, чтобы выбранные методы были ориентированы на достижение компромиссного результата, и наиболее подходящими являются переговоры. В этом случае всем участникам конфликта необходимо определить время, место и процедуру проведения переговоров. Если применение этого метода не представляется возможным, т. е. взаимовыгодного соглашения не достигается, то тогда стороны могут обратиться в суд.
Прогноз осуществляется в отношении наиболее и наименее благоприятного развития и разрешения конфликта, а также его реального разрешения и того, каким образом будет разрешено противоречие, если активные действия сторон в конфликте будут прекращены. На данном этапе определяются критерии разрешения конфликта, которые признаются обеими сторонами. К таким критериям относятся: «правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом»1.
Этап реализации намеченного плана. Этот этап предполагает выбор методов и способов и осуществление на их основе мероприятий по разрешению конфликта. Стороны должны определить свои задачи, так как их невыполнение одной из сторон может повлечь за собой дальнейшую эскалацию конфликта, а в этом
случае примирение сторон и конструктивное разрешение конфликта становятся труднодостижимыми.
Этап коррекции. Предполагается, что в случае возникновения трудностей в осуществлении намеченного плана участники мо-jyr его скорректировать. Это может быть сделано путем повторного обсуждения, с помощью создания альтернативных вариантов уши выдвижения новых аргументов, а также возможно обращение к третьей стороне и обсуждение возможности дополнительных уступок.
Этап контроля эффективности собственных действий. Участники конфликта должны критически оценить свои действия, их обоснованность и справедливость, понять мотивировку, цели, а также разработать меры, которые бы способствовали устранению возможных помех в разрешении конфликта.
Завершение. Завершающий этап предполагает анализ каждым из участников своих поведенческих ошибок; обобщение полученных знаний и опыта решения проблем; нормализацию отношений с бывшим противником; снятие дискомфорта и напряженности в отношениях с окружающими, если таковая возникла; минимизацию отрицательных последствий конфликта в своем эмоционально-психическом состоянии и поведении.