Каковы основные задачи

и средства воздействия третьей стороны?

Для разрешения конфликта может привлекаться третья сто­рона, и в этом случае участники конфликта вступают в перегово­ры между собой, которые эта третья сторона и регулирует. Ее глав­ная задача — способствовать урегулированию конфликта, свести к минимуму негативные последствия, а также создать такие ус­ловия, при которых обе стороны смогут в максимальной степени достичь своих целей и реализовать свои интересы. Дополнитель­ными задачами третьей стороны являюся создание благоприят­ной психологической обстановки в переговорном пространстве, оказание помощи в поиске оптимального, конструктивного ре­шения, которое бы учитывало интересы всех участников конфлик­та, посредническая коммуникативная деятельность, т. е. переда­ча информации среди участников, например доведение требова­ний одной стороны в отношении другой. В процессе разрешения конфликта третья сторона может выполнять роль посредника, судьи или наблюдателя.

В своей деятельности по урегулированию и разрешению кон­фликта третья сторона может использовать различные методы и

приемы.

1. Разведение сторон. Этот метод предполагает изолирование
конфликтующих сторон друг от друга. Например, в случае быто­
вого конфликта в коммунальной квартире — расселение соседей,
в случае семейного — развод, при конфликте в организации —
обеспечение рабочих мест конфликтующих между собой сотруд­
ников в разном территориальном пространстве. В случае между­
народных конфликтов — это введение миротворческих сил и со­
здание так называемого коридора безопасности.

2. Юридические и административные методы вмешательства,
если роль третьей стороны играет судебная, исполнительная или
законотворческая власть. Примером может служить «Закон о пра­
вах потребителя».

3. Силовой метод. Это наименее конструктивный, но чаще все­
го используемый метод урегулирования конфликта с помощью
третьей стороны. Неконструктивным он является потому, что
в результате его применения причина конфликта не исчезает, бо­
лее того, часто она остается даже невыясненной. К этому методу
можно отнести разгон демонстраций, наказание и заключение пре­
ступника под стражу и т. п.

4. Пропагандистские методы. В любом конфликте существует
так называемый личностный фактор, на основе которого и стро­
ится использование пропагандистских методов урегулирования
конфликта. Эти методы используют идеологические и социаль­
но-психологические характеристики возникшего противоречия.
Однако использование голых лозунгов и пустых призывов не


является конструктивным методом. Необходимы несение и ос­вещение конструктивных предложений, которые могли бы удов­летворить интересы и потребности всех участников конфликта и примирить их.

5. Информационные методы. Многие конфликты по сути сво­
ей являются ложными, т. е. в их основу легли недостоверные, не­
проверенные факты, неточная информация или неправильное,
неадекватное понимание сторонами друг друга и сути того проти­
воречия, которое между ними возникло. Поэтому задачей третьей
стороны в таком ложном конфликте является внесение ясности,
разъяснение каждой из сторон ошибочности их позиции и неадек­
ватности восприятия друг друга. Зачастую раскрытие истинной
картины происшедшего события, которое послужило основой кон­
фликта, становится завершающим штрихом в его разрешении.

6. Консультирование. Часто третья сторона выступает как ис­
точник интеллектуальных, материальных и других ресурсов. Функ­
ции третьей стороны в данном случае могут выполнять независи­
мые эксперты, юристы, советы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: