и средства воздействия третьей стороны?
Для разрешения конфликта может привлекаться третья сторона, и в этом случае участники конфликта вступают в переговоры между собой, которые эта третья сторона и регулирует. Ее главная задача — способствовать урегулированию конфликта, свести к минимуму негативные последствия, а также создать такие условия, при которых обе стороны смогут в максимальной степени достичь своих целей и реализовать свои интересы. Дополнительными задачами третьей стороны являюся создание благоприятной психологической обстановки в переговорном пространстве, оказание помощи в поиске оптимального, конструктивного решения, которое бы учитывало интересы всех участников конфликта, посредническая коммуникативная деятельность, т. е. передача информации среди участников, например доведение требований одной стороны в отношении другой. В процессе разрешения конфликта третья сторона может выполнять роль посредника, судьи или наблюдателя.
В своей деятельности по урегулированию и разрешению конфликта третья сторона может использовать различные методы и
приемы.
1. Разведение сторон. Этот метод предполагает изолирование
конфликтующих сторон друг от друга. Например, в случае быто
вого конфликта в коммунальной квартире — расселение соседей,
в случае семейного — развод, при конфликте в организации —
обеспечение рабочих мест конфликтующих между собой сотруд
ников в разном территориальном пространстве. В случае между
народных конфликтов — это введение миротворческих сил и со
здание так называемого коридора безопасности.
2. Юридические и административные методы вмешательства,
если роль третьей стороны играет судебная, исполнительная или
законотворческая власть. Примером может служить «Закон о пра
вах потребителя».
3. Силовой метод. Это наименее конструктивный, но чаще все
го используемый метод урегулирования конфликта с помощью
третьей стороны. Неконструктивным он является потому, что
в результате его применения причина конфликта не исчезает, бо
лее того, часто она остается даже невыясненной. К этому методу
можно отнести разгон демонстраций, наказание и заключение пре
ступника под стражу и т. п.
4. Пропагандистские методы. В любом конфликте существует
так называемый личностный фактор, на основе которого и стро
ится использование пропагандистских методов урегулирования
конфликта. Эти методы используют идеологические и социаль
но-психологические характеристики возникшего противоречия.
Однако использование голых лозунгов и пустых призывов не
является конструктивным методом. Необходимы несение и освещение конструктивных предложений, которые могли бы удовлетворить интересы и потребности всех участников конфликта и примирить их.
5. Информационные методы. Многие конфликты по сути сво
ей являются ложными, т. е. в их основу легли недостоверные, не
проверенные факты, неточная информация или неправильное,
неадекватное понимание сторонами друг друга и сути того проти
воречия, которое между ними возникло. Поэтому задачей третьей
стороны в таком ложном конфликте является внесение ясности,
разъяснение каждой из сторон ошибочности их позиции и неадек
ватности восприятия друг друга. Зачастую раскрытие истинной
картины происшедшего события, которое послужило основой кон
фликта, становится завершающим штрихом в его разрешении.
6. Консультирование. Часто третья сторона выступает как ис
точник интеллектуальных, материальных и других ресурсов. Функ
ции третьей стороны в данном случае могут выполнять независи
мые эксперты, юристы, советы и др.