Основные разделы выпускной квалификационной работы

Наименование основных разделов пояснительной записки и их содержание должно строго соответствовать заданию. Объем выпускной квалификационной работы должен быть в пределах 80-100 страниц формата А4 с рисунками и таблицами.

Раздел 1. Обзорный анализ темы

Материалы раздела характеризуют умение выпускника самостоятельно собирать и анализировать материалы по теме работы, использовать опубликованные материалы других авторов, включая Интернет-источники.

В данном разделе необходимо охарактеризовать проблему, к которой относится тема выпускной квалификационной работы, изложить известные способы решения проблемы, современное состояние теории и практики по разрабатываемой проблеме (теме), в том числе применительно к конкретному направлению практического применения результатов разработки.

Данный раздел должен содержать обоснование выбора способов и методов решения поставленной задачи, предполагаемые результаты работы и их практическая значимость. В данном разделе студент должен использовать результаты преддипломной практики и показать умения и навыки, приобретенные в процессе её прохождения.

Разделы 2, 3 и т.д. Тематические разделы

Содержание и объем основных разделов устанавливаются руководителем работы, но не ниже общих кафедральных требований. При этом основная часть разработки демонстрирует способность выпускника идентифицировать, формулировать и решать инженерные проблемы, применять знания математики и инженерных наук, а также демонстрирует способность выпускника разрабатывать системы, их компоненты или процессы в соответствии с имеющимися потребностями, разрабатывать и проводить эксперименты, анализировать и объяснять полученные данные, использовать методы, навыки и современные инженерные инструменты, необходимые для инженерной практики.

Разделы основной части ВКР должны содержать четкую формулировку задачи, описание использованных методов и инструментов исследования, описание процесса и результатов проектирования, а также проведенных модельных испытаний, экспериментов. Все расчеты должны производиться по действующим методикам с соответствующими ссылками на них. Текст каждого раздела рекомендуется завершать выводами, в которых кратко освещать основные полученные в разделе результаты.

Исследовательская и экспериментальная часть пояснительной записки должна быть посвящена исследованиям, постановке эксперимента, позволяющим апробировать полученные в процессе проектирования результаты. В этом разделе указывается цель проведения исследований (экспериментов), проводится выбор и описание работы установки для проведения исследований, описывается программа проведения исследований, приводятся непосредственные результаты, оценивается точность и достоверность полученных данных, проводится сопоставление расчетных (теоретических) и экспериментальных данных.

При выполнении исследовательских проектов, связанных с моделированием на ЭВМ, должны быть приведены подробные описания алгоритмов, тексты разработанных студентом отдельных программ. В приложении к ПЗ должны быть представлены распечатки этих программ, а также, оформленные в виде временных диаграмм, таблиц, графиков результаты моделирования на ЭВМ.

В разделе «Конструктивное исполнение проектируемого устройства» с учетом эксплуатационных требований и технико-экономической целесообразности выбирается тип конструктивного исполнения устройства, материалы основных конструктивных элементов, проводится расчет конструктивных элементов, приводится краткое описание разработанной конструкции с учетом принятых оригинальных решений.

Для спроектированных устройств дается описание перспективных основных технологий их изготовления, специфические особенности новых технологий. По каждому приведенному расчету приводятся выводы.

Раздел «Технико-экономическое проектирование» должен содержать стоимостную оценку разработки: оптовую цену устройства или составляющих разработки, капитальных вложений и эксплуатационных расходов, годового экономического эффекта и показателей экономической эффективности от внедрения, прибыли от реализации разработанных изделий. Для дипломных работ рекомендуется (там, где возможно в соответствии с заданием) выполнить расчет затрат на разработку программного продукта, капитальных вложений и эксплуатационных расходов по сравниваемым вариантам.

В данном разделе дипломного проекта или работы необходимо выполнить следующие действия:

а) Провести маркетинговые исследования рынка по предложенному инженерному решению (изделию). Определить цели маркетинговой деятельности. Выбрать метод ценообразования.

б) Выбрать и обосновать объект (объекты) для сравнения.

в) Оценить технический уровень спроектированного изделия.

г) Рассчитать и сопоставить годовую производительность проектируемого изделия и аналога, интегральный технический показатель качества изделия, интегральный экономический показатель изделия.

д) Рассчитать себестоимость и цену разработанного изделия.

е) Рассчитать и сопоставить капитальные вложения и эксплуатационные расходы по сравниваемым вариантам (проектируемого изделия и аналога).

ж) Определить расчетным путем показатели экономической эффективности и ожидаемый годовой экономический эффект от внедрения новой разработки.

з) Определить прибыль от реализации нового изделия. Рассчитать чистую прибыль на изделие, без учета налога на добавленную стоимость (НДС).

и) Рассчитать капитальные затраты в сфере создания нового изделия. Для расчета затрат на этапе проектирования необходимо определить продолжительность каждого вида работы (начиная с составления технического задания (ТЗ) и до оформления документации включительно).

к) Рассчитать годовую и среднегодовую рентабельность и период окупаемости капитальных вложений в создание изделия.

л) Выполнить расчет ожидаемого годового экономического эффекта в сфере создания изделия.

м) Определить внутреннюю норму рентабельности затрат на создание нового изделия, если доходы и затраты на изделие учитываются в течение периода времени, превышающего один год.

При работе по разделу выпускной квалификационной работы «Технико-экономическое проектирование» студенту рекомендуется использовать опыт выполнения практического задания по указанному курсу.

Конкретный перечень разрабатываемых в выпускной квалификационной работе в разделе «Технико-экономическое проектирование» вопросов студент согласует с консультантом по указанному разделу.

На первой консультации студент согласовывает с консультантом тему и содержание раздела ТЭО, оговаривает объем работ, который должен быть выполнен к следующей консультации.

После выполнения раздела на черновике консультант дает разрешение на оформление чистового варианта раздела и плаката по технико-экономическому обоснованию.

Готовый раздел дипломник должен представить на подпись консультанту не позднее, чем за пять дней до защиты. Если замечаний у консультанта нет, он ставит свою подпись на титульном листе пояснительной записки дипломного проекта или работы и на плакате по ТЭО. Без подписи консультанта на титульном листе дипломный проект (работа) к защите не допускается.

Объем раздела «Технико-экономическое обоснование» не должен превышать 15% от общего объема пояснительной записки дипломного проекта (работы).

Ниже приведен список рекомендуемой литературы (список не является окончательным):

а) Тычинский А.В. Методические указания по выполнению технико-экономического обоснования квалификационных работ. Маркетинговый подход. − Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

б) Непомнящий Е. Г. “Экономика и управление предприятием”: Конспект лекций. − Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. − 374 с.

в) Методические указания по выполнению дипломных проектов № 2055 /Составитель: Ю.В. Брусницын. − Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1993.

г) Консон А.С. Экономические расчеты в приборостроении. − М.: Высшая школа, 1983.

д) Астафьев В.Е. и др. Экономика электротехнического производства. − М.: Высшая школа, 1989.

е) Кнол А.И., Лапшин Г.М. Организация и планирование радиотехнического производства. Управление предприятием радиопромышленности. − М.: Высшая школа, 1987.

ж) Розенплентер А.Э. и др. Основы технико-экономического анализа инженерных решений. − Киев: Выща шк. Головное изд-во, 1989. − 126 с.

и) Ипатов М.И. и др. Технико-экономический анализ машин и приборов. − М: Машиностроение, 1989.

к) Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. Практическое руководство. − М.: Информ-студио, Фолиум, 1996.

Раздел «Безопасность и экологичность» в дипломном проекте (работе) введен как обязательный приказами Роскомвуза РФ №№ 473 от 09.07.90, 463/820 от 11.08.94. Необходимость данного раздела диктуется требованиями сегодняшнего времени, той ситуацией, которая сложилась в техносфере, когда появление новых изделий, продукции для нужд производства и потребления непременно влечет за собой воздействие опасных и вредных факторов на человека и на природную среду.

Приведенные ниже методические указания по выполнению раздела «Безопасность и экологичность» составлены профессором кафедры ПиБЖ ТРТУ Т. Н. Бакаевой.

В разделе «Безопасность и экологичность» должны быть рассмотрены вопросы анализа труда на рабочем месте (разработчика или пользователя ПЭВМ, комплексов, систем и сетей на их основе, монтажника, программиста, администратора сети и т.д.), определяющего биологически значимого фактора и мер компенсации дисбаланса физической и умственной активности, возможных чрезвычайных ситуаций и мер по снижению их вероятности (стихийные бедствия, противопожарная безопасность), анализа экологичности разработки или экологической обстановки на рабочем месте разработчика. В этом разделе выпускной работы должны быть разработаны эффективные мероприятия по защите окружающей среды, если эксплуатация проектируемого объекта связана с ее загрязнением.

Рекомендуется следующий порядок работы над разделом «Безопасность и экологичность».

При получении задания на дипломный проект (работу) дипломник обсуждает с руководителем содержание всех разделов, в том числе и раздела «Безопасность и экологичность». При обсуждении материалов раздела следует точно выяснить, что будет являться объектом защиты: система, конструкция, технологический проект, программный продукт; какие из этапов жизненного цикла объекта будут разрабатываться дипломником: расчет и проектирование устройства; разработка автоматизированной системы управления или технологического процесса; изготовление и сборка макета; проведение экспериментальных исследований; создание программного продукта (математическая модель процесса или системы).

В соответствии с этим формулируется задание к разделу «Безопасность и экологичность» (Б и Э). Например, по тематике дипломных проектов (работ): «Локальная компьютерная сеть», «Многомашинный вычислительный комплекс», «Информационно-управляющая система», «Системы и сети телеобработки данных», «Проблемно-ориентированная вычислительная система» и т.п. задание будет формулироваться: «Безопасность и экологичность при эксплуатации (указывается объект разработки), по тематике дипломных проектов: «Специализированный процессор», «Вычислительное устройство», «Микроконтроллер», «МикроЭВМ различного назначения», «Конвейерный процессор» и т.п. задание будет формулироваться: «Безопасность и экологичность при изготовлении (указывается объект разработки). В перечне графического материала указывается плакат по Б и Э.

После определения формулировки темы раздела следует обсудить с руководителем проекта его содержание. Рекомендуется включать в раздел следующие подразделы:

-Анализ условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса или системный анализ надежности и безопасности конструкции, системы, процесса.

-Разработка мероприятий по улучшению условий труда или повышению надежности и безопасности конструкции, системы, процесса.

-Пожарная безопасность.

-Защита окружающей среды в процессе изготовления или эксплуатации.

После того, как задание на выпускную квалификационную работу составлено и в него включены вопросы Б и Э, студент приходит к консультанту по данному разделу дипломного проекта (работы).

На первой консультации студент согласовывает с консультантом тему и содержание раздела Б и Э, оговаривает объем работ, который должен быть выполнен к следующей консультации, получает подпись консультанта на бланке задания. Количество консультаций зависит от эффективности работы дипломника.

После выполнения всех замечаний, исправлений и дополнений на черновике консультант дает разрешение на оформление чистового варианта раздела и плаката по Б и Э. Если замечаний у консультанта нет, он ставит свою подпись на титульном листе пояснительной записки к проекту или работе и на плакате по Б и Э. На титульном листе должно быть указано «Консультант по безопасности и экологичности». Черновик раздела остается у консультанта по разделу.

Готовый раздел дипломник должен представить на подпись консультанту не позднее, чем за пять дней до защиты. Без подписи консультанта на титульном листе дипломный проект (работа) к защите не допускается.

Содержание раздела «Безопасность и экологичность» должно составлять не более 15% от общего объема пояснительной записки вместе с расчетами, графиками и таблицами.

Рекомендуется иметь в разделе Б и Э выпускной квалификационной работы следующие подразделы.

Введения в разделе нет. Обоснование материала раздела, его актуальность и конкретные решения поставленной проблемы указываются в общем введении к дипломному проекту (работе).

Первый подраздел представляет собой конкретный анализ условий труда по факторам опасности и вредности, показателям тяжести и напряженности трудового процесса (согласно Руководства Госсанэпиднадзора Р 2.2.013-94) или системный анализ надежности и безопасности конструкции, системы, процесса на основе синтеза, анализа и построения дерева причин отказов (опасностей).

При рассмотрении конкретного рабочего места привести фактические и нормативные значения имеющихся факторов опасности и вредности; если какие-то факторы отсутствуют, то это надо указать. После идентификации факторов необходимо определить класс условий труда по степени вредности и опасности. Рассматривая показатели тяжести и напряженности трудового процесса, следует также определить класс условий труда по показателям тяжести трудового процесса и дать оценку напряженности трудового процесса.

Результаты анализа сводятся в таблицу, в которой указывается фактор условий труда, его фактическое и нормативное значение, класс условий труда, а также общая оценка условий труда по всем группам факторов.

Фактор условий труда Фактическое значение Нормативное значение Класс условий труда Общая оценка условий труда
         

Если объектом дипломного проекта является система, сеть, прибор, устройство, то целесообразно в первом подразделе рассмотреть вопросы надежности и безопасности данного объекта при эксплуатации, выявить причины, по которым может произойти поломка, несрабатывание системы, ложный сигнал, отказ и т.д. Для этого проводится сначала синтез, т.е. выявляются все возможные нежелательные события в данной системе, затем события группируются по какому-либо принципу, например, по узлам (подсистемам), составляющим систему, и в каждой группе определяется головное событие. После этого выбирается тот узел (подсистема), в котором чаще всего происходят отказы, и осуществляется анализ данного узла (подсистемы).

При анализе устанавливаются причины, по которым может произойти головное событие, затем причины причин, причины причин и так далее до 5-6 уровней глубины анализа. При выявлении причин устанавливаются и обосновываются логические связи причины и головного события, причем головным событием каждый раз будет являться вышестоящая причина (отказ, событие, опасность, действие и пр.).

При проведении анализа образуется ветвящаяся вниз структура, которая получила название «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий». Ее нужно нарисовать в конце 1-го подраздела, используя символы событий и символы логических знаков.

Объем подраздела не менее 3 страниц.

Второй подраздел содержит предлагаемые дипломником методы и средства улучшения условий труда, оптимизации трудового процесса, если в первом подразделе осуществлялась экспертиза условий труда по факторам опасности и вредности, по показателям тяжести и напряженности трудового процесса. При этом следует разрабатывать комплексные мероприятия, основанные на применении всех методов управления безопасностью труда. К ним относятся:

-организационные: подбор и обучение персонала; режим труда и отдыха; трудовая дисциплина; нормативно-правовые и законодательные акты;

-организационно-технические: устройство производственных помещений (объемно-планировочное решение, включающее площадь и объем помещения на одно рабочее место, наличие проходов и проездов, их размеры согласно нормам); организация рабочего места (соответствие эргономическим требованиям ГОСТ ССБТ при выполнении работ сидя); вентиляция помещения (характеристика по способу перемещения воздуха, по назначению, по месту применения); отопление (по типу теплоносителя и расположения генератора тепла); освещение (характеристика по источнику света, система и вид искусственного освещения, тип применяемых светильников); производственная эстетика (использование цвета в интерьере помещения, формы и цвета оборудования);

-технические: автоматизация, роботизация производства; дистанционное управление и наблюдение; оградительные средства защиты; предохранительные устройства защиты; устройства сигнализации; знаки безопасности; частные технические методы защиты (экранирование, теплоизоляция, защитное заземление, зануление, устройства защитного отключения, звукоизоляция, звукопоглощение, амортизация, демпфирование, герметизация и др.);

-индивидуальные средства защиты.

Эффективность предложенных санитарно-гигиенических и технических мер рекомендуется подтвердить соответствующими расчетами, необходимость которых согласовывается с консультантом.

Если в первом подразделе проводился системный анализ надежности и безопасности объекта проекта (работы), то во втором подразделе необходимо разработать и предложить конкретные мероприятия по устранению причин отказов: изменения в конструкции, замена комплектующих; учесть человеческий фактор как одну из основных причин отказов (профессиональная и психологическая подготовка, вероятность ошибочных действий и т.п.). Для повышения безопасности предлагать мероприятия в следующем порядке: организационные, организационно-технические, технические.

Если объектом дипломного проекта (работы) является программный продукт, необходимо показать, что программа составлена по оптимальному алгоритму и учитывает как возможности ПЭВМ, так и человека. Это доказывается с помощью расчета показателей логической сложности и стереотипности.

На подраздел отводится, как правило, не менее 4-х страниц.

Третий подраздел

Рассмотрение вопросов пожарной безопасности диктуется требованием к дипломнику показать умение выявлять причины возможных природных или техногенных чрезвычайных ситуаций. Наиболее вероятные чрезвычайные ситуации в производственных условиях – пожары и взрывы. Опасность пожаров существует практически на всех предприятиях, в организациях и учреждениях, поэтому рекомендуется ввести в раздел БиЭ подраздел «Пожарная безопасность», который обязательно должен быть связан с каким-либо из этапов жизненного цикла объекта проекта (работы). Это должно быть отражено в заголовке подраздела. Например, «Пожарная безопасность при монтаже и сборке приемного устройства».

В подразделе необходимо указать: возможные источники воспламенения и причины пожара или взрыва в данных производственных условиях; категорию производства по пожарной опасности согласно СНиП, взрывоопасность и пожароопасность зон согласно ПУЭ; перечень эвакуируемых приборов, оборудования и документации в случае пожара; характеристика первичных средств пожаротушения и средств сигнализации и извещения о пожаре. Примерный объем подраздела составляет 1,5-2,0 страницы.

Четвертый подраздел

Выпускник вуза обязан обладать знаниями в области общей экологии и уметь оценивать свое производство с позиций его воздействия на природные системы и биосферу в целом, создавать, выбирать и реализовывать на практике технологические решения, направленные на предупреждение загрязнения окружающей среды и на бережное использование природных ресурсов. Поэтому в данном подразделе рекомендуется:

-дать оценку разрабатываемого технологического процесса, конструкции, устройства, системы с точки зрения рационального использования в них сырья, материалов, электроэнергии и др, предложить возможные варианты улучшения производственных процессов;

-рассмотреть вероятность загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы в процессе производства разрабатываемого устройства, конструкции, системы и предложить конкретные инженерные решения защиты окружающей природной среды, включая не только методы, аппараты или системы очистки, но и малоотходные и безотходные технологии, ликвидирующие или уменьшающие количество вредных выбросов;

-при использовании экологически чистых технологий (например, компьютерных, информационных) необходимо это доказать, обосновать с позиций рационального природопользования, ресурсосбережения, экономической целесообразности. Объем подраздела 1,5 – 2,0 стр.

Рекомендуемая литература по разделу «Безопасность и экологичность»

а) Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Часть II: Безопасность в условиях производства: Учебное пособие. − Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. −318 с.

б) Долин П.А. Справочник по технике безопасности. − М.: Энергоатомиздат, 1984. − 824 с.

в) Борьба с шумом на производстве: Справочник / Е.Я. Юдин и др. / Под общ.ред. Е.Я. Юдина. −М.: Машиностроение, 1985. − 400 с.

г) Безопасность производственных процессов: Справочник / С.В.Белов, В.Н. Бринза, Б.С. Векшин и др./ Под общ.ред. С.В.Белова. − М.: Машиностроение, 1985. − 448 с.

д) Павлов С.П., Губонина З.И. Охрана труда в приборостроении: Учебник для приборостроит.спец.вузов / Под общ.ред. А.Г. Алексаняна. − М.: Высш.шк., 1986. − 215 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: