double arrow

Статусно-ролевая структура общества


Социальную структуру общества можно представить как совокупность статусов и ролей. Они производны от общественного разделения труда и свя­заны между собой функционально.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУСпозиция в социальной структуре группы и общества, связанная с другими позициями через систему прав, обязанностей и ожиданий.

Статус — явление сравнительное. Рассмотрение одной позиции в группе, организации или в обществе всегда подразумевает наличие других, связан-

9Технологический детерминизм — совокупность представлений, объединенных посту­латом об определяющей роли техники в общественном развитии. При этом техника, со­здаваемая разумом и руками человека, ставится в один ряд с явлениями природы и рас­сматривается как человеческая «данность», обладающая своими собственными законами развития.

ных с ней позиций. Позиция лидера подразумевает существование позиции аутсайдера, позиция врача — наличие позиции пациента и т. п.

Человек всегда включен одновременно в несколько качественно различ­ных сообществ (семья, трудовой коллектив, партия, этнос и т.д.). Взаимодей­ствуют люди, но их отношения определяют статусы. В различные отношения (в школе, семье, с друзьями) вступают одни и те же люди, но характер отно­шений меняется в зависимости от изменения статуса в сообществе (ученик, отец, сын, друг и т. д.).

СТАТУСНЫЙ НАБОР — это вся совокупность статусов, которые человек занимает в обществе.

Все многообразие статусов можно подразделить на:

— главный статус — наиболее важная характеристика, которая в большей степени определяет поведение человека и его мировоззренческие ориентации, стиль жизни, ценностные иерархии;

— эпизодические статусы — это статусы, не влияющие на личностные ха­рактеристики людей (пассажир, зритель, пешеход);

— социальный статус — положение в большой социальной группе (рус­ский, житель города, потребитель);

— личный статус — позиция в малой группе (сын, дочь, мать, жена, сест­ра, подруга, лидер, аутсайдер);

— маргинальный статус — пограничная позиция, связанная с изменением статусных ожиданий к человеку, но им не вполне осознающаяся (иммигран­ты, эмигранты, мигранты);

— прирожденный статус — статус, существующий от и по праву рождения (мужчина, женщина, наследственный дворянин в сословном обществе);




— приписываемый статус — любой статус, получаемый не по своей воле (сын, отец, теща, свекровь). Прирожденный и приписываемый статусы под­тверждаются обществом. «Короля играет свита»;

— достигаемый статус — статус, приобретенный по своей воле (студент, бизнесмен, чемпионка).

Статус следует отличать от должности. Статус складывается стихий­но, тогда как должность — это положение, позиция человека в искусствен­но созданной организации, например в производственной фирме, банке и т. д.

ДОЛЖНОСТЬ — установленная специальным правовым актом первичная организационно-структурная единица государственного (общественного) органа (организации).

Должность определяет служебное место и социальную трудовую роль ра­ботника, возложенные на него обязанности и предоставляет ему права, а также предъявляет требования к его профессиональной подготовке. Группы должностей, связанные отношениями разделения труда, образуют струк­турные подразделения, а их совокупность — государственные (общественные) организации. Существуют официальные и научные классификации должно­стей. Согласно единой номенклатуре должностей служащих, все должности в государственных организациях делятся на три категории: руководители, спе­циалисты и технические исполнители. Каждая категория должностей подраз­деляется в свою очередь на группы — в зависимости от объекта руководства, сферы деятельности, вида работ. К числу научных классификаций относится, например, деление должностей на управленческие, консультативные, испол­нительные, вспомогательно-технические и обслуживающие. Способы замеще­ния должностей: назначение, избрание и конкурс. Назначение осуществляет­ся приказом или решением вышестоящего должностного лица или органа управления. Выборность используется, как правило, при формировании ру­ководящих органов общественных организаций, а конкурс — преимуществен­но при замещении должностей сотрудников научно-исследовательских учре­ждений и учебных заведений.



Согласно закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятому Государственной думой 7 июля и одобренному Со­ветом Федерации 15 июля 2004 г., вводится четыре категории должностей государственной гражданской службы: руководитель, помощник (советник), специалист и обеспечивающий специалист. Кроме того, все должности под­разделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

Роль. Статус следует отличать от социальной роли. Статусы и поддер­живающие их нормы определяются обществом и первичны по отношению к индивидам (людям и социальным группам), тогда как роли представляют собой форму индивидуальных действий социальных индивидов и групп по поддержанию сложившихся в обществе статусов.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬэто то, как люди или социальные груп­пы выполняют функции или требования, предписанные занимаемыми ими статусами. РОЛЬэто ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом.

Ролям присущи следующие признаки:

— эмоциональность (член семьи любимый или нет);

— способ получения (лидерская позиция, приписываемая или завоеван­ная);

— масштаб (степень локализации во времени и пространстве);

— формализация (должность или другие формальные роли определяются законом, контрактом, брачными отношениями — не изменять супругу, забо­титься о семье и детях); неформальные роли — неформальными ролевыми ожиданиями — каким образом это делать;

— мотивация (что лежит в основе выбираемого типа поведения, чего надо добиться).

Каждый статус включает ряд ролей. Статус преподавателя вуза предпо­лагает роли лектора, сотрудника, коллеги, научного работника, консультанта, научного руководителя, экзаменатора. Совокупность ролей, вытекающая из данного статуса, образует ролевой набор.

Ролевой конфликт — ситуация, в которой человек сталкивается с необ­ходимостью удовлетворения требований двух и более несовместимых ролей. В молодой семье ожидания мужа могут не совпадать с ролевыми ожиданиями тещи. Часты противоположные ожидания к поведению, одежде, культурным пристрастиям домашних и среди друзей.

Способы поведения в условиях ролевого конфликта:

— рациональное распределение ролей;

— ситуационное сокрытие (поведение на работе скрывается от домашних, а домашнее — от сослуживцев).

— расположение к человеку и неприятие того, что он делает (например, в форме юмора или шутки).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: