Теория человеческих потребностей в конфликтологии (Йохан Галтунг)

Теория потребностей – это краеугольный камень конфликтологии. Йохан Галтунг в труде «Культурное насилие» выделил 4 вида потребностей:

· выживание

· благополучие

· свобода (западная категория, вызывает споры)

· идентичность

Галтунг видит недостатки своей теории, предлагает отказаться от иерархии потребностей и распространения их на все человечество. Галтунг был политологом, и свобода – это идеологически выдуманная потребность.

Советские конфликтологии выделяют потребность в познании. Эту потребность можно связать с потребностью в идентичности. Мода, спорт, искусство, культура – все это познание + развитие.

· отказаться от иерархии

· свобода на уровне потребностей - человек рождается не свободным, а зависимым от всех и всего

· потребность в познании (!)

· потребность в идентичности: мода, спорт, искусство (комментарий преподавателя)

Немецко-британский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992). Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфом как основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.

Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:

1. между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2. между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;

3. внутригрупповые конфликты;

4. между социальными группами;

5. конфликты на уровне общества в целом;

6. межгосударственные конфликты.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Классификация конфликтов по Дарендорфу:

По источникам возникновения - конфликты интересов, ценностей,

По социальным последствиям - успешные, безуспешные, созидательные (конструктивные), разрушительные (деструктивные)

По масштабности - локальные, региональные, межгосударственные, глобальные,

По формам борьбы - мирные, немирные

По направленности - вертикальные, горизонтальные

По особенностям условий - эндогенные, экзогенные

По отношению субъектов к конфликту - подлинный, случайный (условный), смещенный, ложный, неверно приписанный, латентный

По использованной сторонами тактике - «сражение», «игра»

Необходимо обеспечивать человеческие права реальными возможностями.

Одно из направлений теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах «Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985). Другим важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся переломными для общества XX в. Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европев целом и в Британии в частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.

Ральф Дарендорф «Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы». В обществе два класса буржуазии: класс английской буржуазии и класс французской буржуазии. АБ: те, кто обеспечивает прогресс в обществе на основе каких-то материальных благ (изобретения двигателей, промышленные революции и т.д.). ФБ: эталон социальных благ (великая французская буржуазная революция). Они принципиально разные, и между ними постоянно ведется борьба, ведь чтобы обеспечить прогресс, нужно урезать какие-то права и наоборот.

Р. Дарендорф «Парадокс Мартинеса» - автор исследуют Никарагуа. Сначала у жителей не было денег, при магазинах полных товаров, а затем настал социализм, теперь у людей есть материальная возможность купить что угодно, но в магазинах ничего нет. Это парадокс Мартинеса: человек нуждался, когда не имел прав, а когда появились права - тоже стал нуждаться. Его теория опций лигатур строится следующим образом: необходимо обеспечивать человеческие права реальными возможностями. Потребности человека всегда сочетаются и сопоставляются с реальными возможностями.

Таким образом, на третьем этапе становления конфликтологической парадигмы психология становится ее неотъемлемой составной частью. Объединение объективного и субъктивного - именно поэтому третий этап становится компилляцией психологии и социологии.

Среди некоторых ученых бытует мнение, что все созданные классификации человеческих потребностей - олицетворение западного образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: