Глава 1( Историческое развитие представление о культуре)

Слово «культурологи» в является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит прежде все: о о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о материальной и духовной культуре и прекрасна, понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводстве, компьютерном обеспечении производства, в другом. Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельствам, что культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих о пастях.

Всё, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание наших представлений о культуре а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях и содержание научных теории.

Очевидно, у что культурологи как наука ХХ века не просто сводит воедино существующее многообразии представ ленив о культуре и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия, она опирается на определенную традицию. Для европейской культурологи основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое время.

На протяжении тысячелетий в исторических текстах присутствует и господствует интерес к деянию, подвигу и преступлению, возобновляющееся усилие сделать их достоянием памяти. Человека с историческим сознанием занимает в прошлом человеческое же, то есть индивидуальное, временное, неповторимое. Контакт с прошлым мыслится как встреча индивидуальности (не обязательно отдельной личности) с индивидуальностью. В этом отношении история всегда общение. В ней никогда не стиралась до конца субъективность отношения к прошлому, невозможным было растворение событий и их носителей в чем-то надындивидуальным. Надындивидуальное появляется и выдвигается на первый план тогда, когда возникает вопрос о том, почему произошли те или иные события. Уже у Геродота понимание и объяснение исторических действий двоится. Их источник видится и в самих себе (в случае, если они объясняются из предшествующих событий или из характера исторических персонажей), и в движении слепой не отменяемой силы рока. каждое из объяснений само по себе недостаточно и требует дополнения в другом. Объяснение через предшествующие события и характеры фрагментарно, сиюминутно и в свою очередь должно быть объяснено; объяснение же через надмирную силу - это только указание на действующую причину, исключающее ее содержательную характеристику. Взаимодополнительность двух типов объяснений никогда не образовывала целого. Скорее имело место попеременное обращение к каждой из равно неудовлетворительных причин исторического действия. Впрочем, трудно себе представить, что объяснение событии на протяжении тысячелетий играло сколько-нибудь существенную роль в' исторических сочинениях. Поскольку они ставили своей целью сохранение в памяти потомков событий прошлого, главное для них было донести события, спасти их от забвения. Подразумевалось, что знакомство с ними не может не привести к пониманию, если это знакомство достаточно близкое. Здесь почти полная аналогия с межличностным общением. Общающиеся способны понять друг друга при наличии самого факта близкого контакта. Помехи в понимании возникают тогда, когда есть умысел, скрытность, отдаленность и. случайность контактов.' Но в этом случае пробиться к пониманию вовсе не означает по возможности более полно объяснить партнера. Главное, найти точку для контакта, пространство общности, нечто близкое и узнаваемое в партнере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: