Культура — искусственна, культура — это радикальный

Поворот в органическом развитии мира.

Переход к надприродному

Культура — сокровищница созданных человеком объектов. Но

как стал возможен этот необыкновенный переход от природ-

ного к надприродному? Немецкий философ Карл Ясперс

(1883-1969), говоря о предыстории культуры, подчеркивал:

«Мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни

о ходе духовного становления; нам известны только резуль-

таты. И на основании этих результатов нам приходится де-

лать выводы. Мы задаем вопрос о том, что явилось сущест-

венным в превращении человека в человека в мире, который

он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситу-

ациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством;

как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни

и смерти, к матери и отцу».

46 Окш ОТ. Феномен культуры

Существенным в этом грандиозном переходе к культуре являет-

ся, по-видимому, следующее:

1) использование огня и орудий. Животное существо, не имею-

щее ни того, ни другого, мы никогда не примем за человека;

2) появление речи. Взаимопонимание животных достигается

посредством спонтанного выражения ими каких-то ощуще-

ний, и только человек способен выражать в речи и передавать

с ее помощью смысл предметного мира, который является объ-

ектом его мышления и речи;

3) способы формирующего человека насилия над самим собой, на-

пример, посредством табу (запретов). В самой природе челове-

ка заложено то, что он не может быть только частью природы;

напротив, он формирует себя посредством искусства. Можно

сказать, что природа человека — это его искусственность;

4) образование групп и сообществ. Человеческое сообщество ко-

ренным образом отличается от инстинктивно — автоматичес-

ки — созданных государств у насекомых. Основное отличие

человеческого сообщества от групп и отношений господства

и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании

людьми его смыслового значения связей внутри группы;

5.) жизнь, формируемая мифами с помощью образов, подчинение

всего существования — семейного уклада, общественного ус-

тройства, характера труда и борьбы — этим образам, которые

в нашем бесконечном толковании и углублении их являются

просто носителями самосознания и осознания своего бытия

и дают ощущение укрытости и уверенности, — все это в своих

истоках неразличимо.

Культура не рождается вне природы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: