Поворот в органическом развитии мира.
Переход к надприродному
Культура — сокровищница созданных человеком объектов. Но
как стал возможен этот необыкновенный переход от природ-
ного к надприродному? Немецкий философ Карл Ясперс
(1883-1969), говоря о предыстории культуры, подчеркивал:
«Мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни
о ходе духовного становления; нам известны только резуль-
таты. И на основании этих результатов нам приходится де-
лать выводы. Мы задаем вопрос о том, что явилось сущест-
венным в превращении человека в человека в мире, который
он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситу-
ациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством;
как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни
и смерти, к матери и отцу».
46 Окш ОТ. Феномен культуры
Существенным в этом грандиозном переходе к культуре являет-
ся, по-видимому, следующее:
1) использование огня и орудий. Животное существо, не имею-
щее ни того, ни другого, мы никогда не примем за человека;
|
|
2) появление речи. Взаимопонимание животных достигается
посредством спонтанного выражения ими каких-то ощуще-
ний, и только человек способен выражать в речи и передавать
с ее помощью смысл предметного мира, который является объ-
ектом его мышления и речи;
3) способы формирующего человека насилия над самим собой, на-
пример, посредством табу (запретов). В самой природе челове-
ка заложено то, что он не может быть только частью природы;
напротив, он формирует себя посредством искусства. Можно
сказать, что природа человека — это его искусственность;
4) образование групп и сообществ. Человеческое сообщество ко-
ренным образом отличается от инстинктивно — автоматичес-
ки — созданных государств у насекомых. Основное отличие
человеческого сообщества от групп и отношений господства
и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании
людьми его смыслового значения связей внутри группы;
5.) жизнь, формируемая мифами с помощью образов, подчинение
всего существования — семейного уклада, общественного ус-
тройства, характера труда и борьбы — этим образам, которые
в нашем бесконечном толковании и углублении их являются
просто носителями самосознания и осознания своего бытия
и дают ощущение укрытости и уверенности, — все это в своих
истоках неразличимо.
Культура не рождается вне природы