Природа и культура действительно противостоят друг дру-

гу. Но, по выражению русского философа Павла Александро-

вича Флоренского (1882-1937), они существуют не друг про-

тив друга, а лишь друг с другом. Ведь культура никогда не да-

ется нам без стихийной своей подосновы, служащей ей средой

и материей. Например, даже могучие технические сооруже-

ния, которые в известной мере противостоят природе, не были

бы возможны без тех материалов, которые даны ею. Культура

не рождается из воздуха, вне природы. В основе всякого явле-

ния культуры лежит некое природное явление, «возделывае-

мое» культурой. Даже огонь — этот дар культуры — рождает-

Глава Щ. Феномен культуры 4?

ся из органики, из природного вещества. Человек как носи-

тель культуры не творит ничего из пустоты. Он лишь образует

и преобразует природное, стихийное.

Однако, по мнению русского философа, природа никогда не да-

ется нам без культурной своей формы, которая ограничивает

ее и делает доступной познанию. Мы глядим на зыбучие пес-

ки и воспринимаем их как пустыню, т.е. нечто, известное нам

в сравнении, допустим, с оазисом. Природа не входит в наш

разум, не становится достоянием человека, если она не преоб-

ражена предварительно культурной формой. П.А. Флоренский

приводил такой пример. Мы видим на небе не просто звезды,

а некое созвездие, скажем Большую Медведицу. Но ведь назва-

ние дано не природой. Это наблюдающий человек через приз-

му культуры разглядел в небе нечто, напоминающее ему ог-

ромную медведицу. Созвездие — это уже форма, приданная

природе культурой. Здесь обнаруживает себя ряд предвари-

тельных условий созерцания — понятий, образов, схем, тео-

рий, методов, выработанных культурой.

Противоположностью культурного человека является вовсе не

. природный человек, а варвар — человек, не знающий куль-

туры. Именно так античные греки называли тех, кто еще не

вошел в лоно культурного творчества. Это слово они упо-

требили позже по отношению к тем племенам, которые раз-

рушили античность как колыбель европейской культуры.

Разумеется, у этих варваров была своя культура. Но греки,

переживавшие тогда высочайший взлет духа, окрестили их

именно как врагов, отвергателей культуры. Варварство мож-

но понимать как докультурное состояние — таков основной

смысл данного слова.

И все-таки если отнести к культуре только все внеприродное, то

многие феномены культуры окажутся как бы несуществующи-

ми. Представим себе для примера йогическую культуру. В ней

нет ничего надприродного. Йог развивает собственные психо-

логические и спиритуальные, т.е. духовные ресурсы. Однако

достижешля йогов, несомненно, входят в сокровищницу культу-

ры. Психологическая культура йогов — это крайний случай, так

как человек имеет дело с нематериальной средой — психикой.

Однако разве только здесь мы сталкиваемся с культурой неве-

щественной. Вся человеческая деятельность — это, в первую

очередь, работа его сознания, а сознание, мысль — это и куль-

турное явление и средство культурного творчества.

48 Глава III. Феномен культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: