Стоянно возрастает. Здесь понадобится три категории: ра-

42 Глава III. Феномен культуры

ционалъная, иррациональная и не являющаяся рацио-

нальной. Известный итальянский социолог Вильфредо Паре-

то считал, что часть культуры «логична», часть «нелогична»,

но большая часть «внелогична». Таким образом, мы понимаем

под культурой исторически возникшие способы жизни, явные

и подразумеваемые, рациональные,- иррациональные и не яв-

ляющиеся рациональными, которые существуют в любой мо-

мент времени в качестве руководящих принципов поведения

людей. Но почему в «любой момент времени»? Дело в том, что

культура постоянно создается и утрачивается. Определение

должно показывать, что культура — неподвижное или абсо-

лютно застывшее явление.

Культура — сложная конструкция. Антрополог не только считает,

что люди имеют определенные нормы поведения, нарушения

которых наказываются в большей или меньшей степени. Ему

также понятно, что даже неодобренные системы поведения по-

падают под определенную модальность. С позиции стороннего

наблюдателя кажется, что люди бессознательно придерживают-

ся каких-то «планов» или «способов» поведения, которые запре-

щены или маловажны с точки зрения «моральных норм».

Конкретная культура — это историческая система явных и скры-

тых способов поведения и жизни, которая имеет тенденцию раз-

деляться всеми или специально предназначенными для этого

членами, группами. Обратим внимание на слово «тенденция».

Некоторые исследователи были обмануты в прошлом, так как их

убеждали, что изучение культуры дает материал для понимания

отдельных личностей. Психологические исследования в этом

отношении показали, что было неверно считать какое-то проис-

хождение «общим» для всех членов группы.

Слово «тенденция» напоминает нам, что ни один человек не ду-

мает, не чувствует и не действует точно «по плану». А слово-

сочетание «специально предназначенные» показывает, что все

«планы», составляющие культуру, используются всеми людьми.

Существует множество различий: половых, возрастных, классо-

вых и т.д. Итак, общее участие — это всего лишь тенденция, но

не факт.

Основания культуры могут считаться практически неизменными

не для каждого человека в группе, а для тех, кто занимает оди-

наковое положение в обществе или играет сходную роль в груп-

пе. Но этот факт не должен заслонить другой, более важный.

В группах, имеющих свою историю и называемых «общества-

Глава III. Феномен культуры 43

ми», все люди имеют склонность разделять общие представле-

ния о внешнем мире и о месте человека в нем. В какой-то сте-

пени каждый человек подвергается влиянию этого «общего

взгляда на жизнь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: