42 Глава III. Феномен культуры
ционалъная, иррациональная и не являющаяся рацио-
нальной. Известный итальянский социолог Вильфредо Паре-
то считал, что часть культуры «логична», часть «нелогична»,
но большая часть «внелогична». Таким образом, мы понимаем
под культурой исторически возникшие способы жизни, явные
и подразумеваемые, рациональные,- иррациональные и не яв-
ляющиеся рациональными, которые существуют в любой мо-
мент времени в качестве руководящих принципов поведения
людей. Но почему в «любой момент времени»? Дело в том, что
культура постоянно создается и утрачивается. Определение
должно показывать, что культура — неподвижное или абсо-
лютно застывшее явление.
Культура — сложная конструкция. Антрополог не только считает,
что люди имеют определенные нормы поведения, нарушения
которых наказываются в большей или меньшей степени. Ему
также понятно, что даже неодобренные системы поведения по-
падают под определенную модальность. С позиции стороннего
наблюдателя кажется, что люди бессознательно придерживают-
ся каких-то «планов» или «способов» поведения, которые запре-
щены или маловажны с точки зрения «моральных норм».
Конкретная культура — это историческая система явных и скры-
тых способов поведения и жизни, которая имеет тенденцию раз-
деляться всеми или специально предназначенными для этого
членами, группами. Обратим внимание на слово «тенденция».
Некоторые исследователи были обмануты в прошлом, так как их
убеждали, что изучение культуры дает материал для понимания
отдельных личностей. Психологические исследования в этом
отношении показали, что было неверно считать какое-то проис-
хождение «общим» для всех членов группы.
Слово «тенденция» напоминает нам, что ни один человек не ду-
мает, не чувствует и не действует точно «по плану». А слово-
сочетание «специально предназначенные» показывает, что все
«планы», составляющие культуру, используются всеми людьми.
Существует множество различий: половых, возрастных, классо-
вых и т.д. Итак, общее участие — это всего лишь тенденция, но
не факт.
Основания культуры могут считаться практически неизменными
не для каждого человека в группе, а для тех, кто занимает оди-
наковое положение в обществе или играет сходную роль в груп-
пе. Но этот факт не должен заслонить другой, более важный.
В группах, имеющих свою историю и называемых «общества-
Глава III. Феномен культуры 43
ми», все люди имеют склонность разделять общие представле-
ния о внешнем мире и о месте человека в нем. В какой-то сте-
пени каждый человек подвергается влиянию этого «общего
взгляда на жизнь».