Напомним еще раз, что, будучи человеческим творением, куль-
тура стоит как бы над природой, хотя ее источником, матери-
алом и местом действия является природа. В органическом ми-
ре есть существа активные, создающие нечто, обусловленное
инстинктом, Человеческая же деятельность не дана природой
всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе.
Активность человека свободна в том смысле, что выходит за
рамки инстинкта.
Природа человека, рассматриваемая без этой разумной дея-
тельности, ограничена только способностями восприятия и
инстинктами или же рассматривается в зачаточном и нераз-
витом состоянии. Но в том-то и дело, что человек способен
на такую активность, которая не ограничивается природой,
рамками вида. Он переходит от одной формы деятельности к
другой.
Глава Ш. Феномен культуры 49
Человек претворяет и достраивает природу. Куяыура — это фор-
мирование и творчество. Преобразуя окружающую природу, че-
ловек одновременно перестраивает и самого себя, т.е. свою внут-
|
|
реннюю человеческую природу. Чем шире его деятельность, тем
более преобразуется, совершенствуется он сам. В этом отноше-
нии противопоставление природы и человека не имеет исключи-
тельного смысла, так как человек в определенной мере есть при-
рода, хотя и не только природа... Не было и нет чисто природ-
ного человека. От истоков и до заката своей истории был, есть
и будет только «человек культурный», т.е. «человек творящий».
Стало быть, овладение внешней природой еще не является куль-
турой (бобер строит запруду), хотя и представляет одно из ус-
ловий культуры. Освоить природу означает овладеть не только
внешней, но и внутренней, человеческой природой, т.е. приоб-
рести дар, которым не обладает никакое другое живое сущест-
во. На это способен только человек.
Данную мысль неплохо выразил французский культуролог Жан
Мари Бенуа (р. в 1942): «Культура — это специфика человече-
ской деятельности, то, что характеризует человека как вид.
Напрасны поиски человека до культуры, появление его на аре-
не истории надлежит рассматривать как феномен культуры.
Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека,
является частью определения человека как такового». Чело-
век и культура, как отмечает Ж.М. Бенуа, неразрывны, подоб-
но растению и почве, на которой оно произрастает.
Человек сделал шаг к разрыву с природой только в том смысле,
что стал возводить на ней свой, человеческий мир, мир куль-
туры как дальнейшую ступень мировой эволюции. С тех пор
развитие продолжается через культуру. Вместе с тем человек
остается соединительным звеном между природой и культу-
рой. Более того, его внутренняя принадлежность к обоим этим
мирам свидетельствует о том, что между ними существует от-
ношение не противоречия, а взаимодополняемости.