Понятие деятельности. Напомним еще раз, что, будучи человеческим творением, куль-

Напомним еще раз, что, будучи человеческим творением, куль-

тура стоит как бы над природой, хотя ее источником, матери-

алом и местом действия является природа. В органическом ми-

ре есть существа активные, создающие нечто, обусловленное

инстинктом, Человеческая же деятельность не дана природой

всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе.

Активность человека свободна в том смысле, что выходит за

рамки инстинкта.

Природа человека, рассматриваемая без этой разумной дея-

тельности, ограничена только способностями восприятия и

инстинктами или же рассматривается в зачаточном и нераз-

витом состоянии. Но в том-то и дело, что человек способен

на такую активность, которая не ограничивается природой,

рамками вида. Он переходит от одной формы деятельности к

другой.

Глава Ш. Феномен культуры 49

Человек претворяет и достраивает природу. Куяыура — это фор-

мирование и творчество. Преобразуя окружающую природу, че-

ловек одновременно перестраивает и самого себя, т.е. свою внут-

реннюю человеческую природу. Чем шире его деятельность, тем

более преобразуется, совершенствуется он сам. В этом отноше-

нии противопоставление природы и человека не имеет исключи-

тельного смысла, так как человек в определенной мере есть при-

рода, хотя и не только природа... Не было и нет чисто природ-

ного человека. От истоков и до заката своей истории был, есть

и будет только «человек культурный», т.е. «человек творящий».

Стало быть, овладение внешней природой еще не является куль-

турой (бобер строит запруду), хотя и представляет одно из ус-

ловий культуры. Освоить природу означает овладеть не только

внешней, но и внутренней, человеческой природой, т.е. приоб-

рести дар, которым не обладает никакое другое живое сущест-

во. На это способен только человек.

Данную мысль неплохо выразил французский культуролог Жан

Мари Бенуа (р. в 1942): «Культура — это специфика человече-

ской деятельности, то, что характеризует человека как вид.

Напрасны поиски человека до культуры, появление его на аре-

не истории надлежит рассматривать как феномен культуры.

Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека,

является частью определения человека как такового». Чело-

век и культура, как отмечает Ж.М. Бенуа, неразрывны, подоб-

но растению и почве, на которой оно произрастает.

Человек сделал шаг к разрыву с природой только в том смысле,

что стал возводить на ней свой, человеческий мир, мир куль-

туры как дальнейшую ступень мировой эволюции. С тех пор

развитие продолжается через культуру. Вместе с тем человек

остается соединительным звеном между природой и культу-

рой. Более того, его внутренняя принадлежность к обоим этим

мирам свидетельствует о том, что между ними существует от-

ношение не противоречия, а взаимодополняемости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: