Культуру образуют явно шаблонные способы поведения

чувств и реакций (стереотипы). Но она включает и ком-

плекс предпосылок, которые существенно различаются в раз-

ных обществах. Таким образом, какая-то группа бессознатель-

но считает, что любая последовательность действий имеет

свою цель и что после ее достижения напряжение исчезнет

или уменьшится. Для другой группы такого рода размышле-

ние будет бессмысленно: для нее жизнь самоценна — это сти-

хия переживания, а не средство достижения цели.

Лишь незначительное число культур можно считать едиными

системами. Большинство культур, как и большинство людей,

представляют собой единство противоположных тенденций.

Но даже в далеких от единства культурах можно увидеть неко-

торые повторяющиеся мотивы в различных ситуациях. Здесь

речь идет об «абсолютной логике» и «логике чувств». Любой

народ имеет не только структуру чувств, которая в определен-

ном смысле уникальна, но еще и массу различных представле-

ний о мире, что служит границей между разумом и чувствами.

В каком-то смысле «логика» народов, вероятно, будет одина-

ковой. Но предпосылки будут совершенно различными.

«Вторая природа»

Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое по-

нимание восходит к античной Греции. Демокрит (V в. до н.э.)

определял культуру как «вторую натуру». Верно ли такое оп-

ределение? В самом общем виде можно, разумеется, его при-

нять. В то же время надо разобраться, действительно ли куль-

тура противостоит природе. Культурологи обычно относят

к культуре все рукотворное. Природа существует для чело-

века, он же, неустанно трудясь, творил «вторую природу» —

пространство культуры. В целом это самоочевидно...

Однако у такого подхода есть определенный изъян. Как человек,

действуя в природе, может создавать нечто неприродное? По

происхождению культура не может быть вне природы, культу-

ра относится к природе хотя бы потому, что ее творец — чело-

век — биологическое создание. Кроме того, без природы не

44 Глава III. Феномен культуры

было бы культуры, потому что человек, живущий в природном

окружении, созидает свой искусственный, рукотворный мир,

используя ресурсы природы. В этом творении он раскрывает

собственный природный потенциал. Однако, если бы человек

не переступил пределов природы, он остался бы без культуры.

Культура, следовательно, есть прежде всего акт преодоления

природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что

может надстроиться над природой.

Культура возникает потому, что человек преодолевает органи-

ческую предопределенность своего вида. Многие животные

могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Пчелы,

например, строят великолепное архитектурное сооружение —

соты. Муравьи воздвигают муравейники. Выходит, существа

создают нечто такое, чего в природе не было.

Это и есть культура? Заметим, однако, что деятельность живых

существ, кроме человека, запрограммирована инстинктом. Да

и едва ли ее можно назвать именно деятельностью. Они могут

сотворить только то, что заложено в их природной программе.

К свободной творческой деятельности они не способны. Пчела

не может выткать паутину, а паук не сумеет взять нектар с цвет-

ка. Бобер построит запруду, но никогда не объяснит, как он это

сделал; он не сможет изготовить орудия труда. Следовательно,

культура предполагает спонтанный, свободный вид активности,

преодолевающий видовую закрепленность.

Чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар,

способность создавать то, что не закреплено в его видовой

программе. Такое неожиданное обретение выражено в древ-

нем мифе о Прометее. Этот герой-титан вдохнул в людей на-

дежду и дал им в руки могучее оружие — он принес им в дар

огонь из священного очага на Олимпе. Знакомство с огнем по-

могло людям выжить: они поняли, что огонь — не только угро-

за, но и благо. Люди перестали зависеть от капризов погоды,

стали лучше питаться, окрепли физически и душевно. Проме-

тей научил их плавить в огне металлы и изготавливать инстру-

менты, научил их трудиться, считать, читать и писать. Он укро-

тил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы земледельцы мог-

ли использовать его для возделывания полей. Прометей запряг

в повозку коня и заставил его слушаться человека, он построил

первый корабль. Наконец, он познакомил людей с лекарствами

и приемами лечения больных, а также научил их жить в добро-

соседстве и мире.

ГлаваIII. Феномен культуры • 45

Таким образом, Прометей стал подлинным «творцом человека»:

вывел его из природного дикого состояния и воспитал из него

разумное существо. Этого Зевс стерпеть не мог. За многочис-

ленные услуги, оказанные человеческому роду, он пригово-

рил Прометея к суровому наказанию.

Какой философский смысл можно извлечь из этого мифа для на-

шей темы? Прежде всего следует подчеркнуть, что в мифе вы-

ражена издавна существовавшая мысль: культура — надпри-

родна, она — дар свыше. Получив этот дар, люди — природ-

ные создания — обрели совсем другую жизнь. Она не могла

родиться из чисто природных предпосылок. Произошел ка-

кой-то поворот в существовании людей. Более того, этот по-

ворот был революцией, бунтом против естественного поло-

жения вещей. Недаром Прометей в европейской культуре

стал символом бунтаря и борца, богоборца и героя, стоявшего

у истоков культуры.

Еще один штрих, выраженный в мифе. Культура — вовсе не бе-

зобидное приобретение человека. Ее рождение чревато неким

возмездием, расплатой. Миф также подчеркивает, что развер-

тывание культуры сопряжено с известным драматизмом. Куль-

тура не только несет людям добро, но и требует определенной

расплаты. Впрочем, всех смыслов мифа не перечесть. Нам до-

статочно остановиться на главном. Культура надприродна,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: