и лишь затем превращаются в знаки и предметы. В куль-
туре всегда есть нечто конкретное: это определенный,род
и способ творчества. Каждый человек создает зону собст-
венного культурного творчества. Поэтому в пространстве
и времени существуют различные культуры, ее разные фор-
мы и очаги.
Однако это вовсе не означает, будто нельзя употреблять понятие
культуры как собирательное. Мы говорим «снега», но подразу-
меваем и обобщающее понятие «снег». Культура вообще — по-
нятие чисто абстрактное. Если бы однажды на земле была ус-
тановлена единая форма культуры, то это была бы также неко-
торая особая форма культуры, а не «культура вообще».
Но из того, что существуют лишь различные формы культуры, а не
абстрактная культура, не следует, будто эти формы замкнуты
в себе и недоступны влиянию других культур. Культура пред-
стает перед нами как нечто чрезвычайно подвижное. В опреде-
ленном смысле можно сказать, что это не просто некая совокуп-
ность готовых результатов и достижений, но прежде всего сам
процесс человеческой жизни, творчества, развития его деятель-
ности как родового существа. Любую скульптуру мы восприни-
маем не как какую-то каменную глыбу, а как воплощение духов-
ного творчества ее создателя.






