Человеческие творения возникают первоначально в мысли

и лишь затем превращаются в знаки и предметы. В куль-

туре всегда есть нечто конкретное: это определенный,род

и способ творчества. Каждый человек создает зону собст-

венного культурного творчества. Поэтому в пространстве

и времени существуют различные культуры, ее разные фор-

мы и очаги.

Однако это вовсе не означает, будто нельзя употреблять понятие

культуры как собирательное. Мы говорим «снега», но подразу-

меваем и обобщающее понятие «снег». Культура вообще — по-

нятие чисто абстрактное. Если бы однажды на земле была ус-

тановлена единая форма культуры, то это была бы также неко-

торая особая форма культуры, а не «культура вообще».

Но из того, что существуют лишь различные формы культуры, а не

абстрактная культура, не следует, будто эти формы замкнуты

в себе и недоступны влиянию других культур. Культура пред-

стает перед нами как нечто чрезвычайно подвижное. В опреде-

ленном смысле можно сказать, что это не просто некая совокуп-

ность готовых результатов и достижений, но прежде всего сам

процесс человеческой жизни, творчества, развития его деятель-

ности как родового существа. Любую скульптуру мы восприни-

маем не как какую-то каменную глыбу, а как воплощение духов-

ного творчества ее создателя.




double arrow
Сейчас читают про: