Художественный дар

Говоря о роли искусства в культуре, важно подчеркнуть, что ху-

дожественный дар присущ не каждому человеку. Миллионы

людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказы-

вается композитором такой мощи, как Бетховен. Но это понят-

но только самому художнику. Когда известного скульптора

Родена спросили, как он создает свои произведения, он отве-

тил: это очень просто, я беру камень и отсекаю от него все

лишнее... Вопрос лишь в том, что является лишним в камне.

Это может решить только сам художник.

В прошлом году я побывал в селе Бояна, которое находится в Бол-

гарии, недалеко от Софии. В ослепительный солнечный день

вошел в церковь и попал в мир обворожительной стенной рос-

писи. Нет, не сцены и не сюжеты средневекового искусства

поразили меня. Их символика оказалась довольно традицион-

ной, типичной для далекого XIII века. Но сквозь привычные

каноны, отвлеченные зрелищные формы неожиданно просту-

пил лик живого человека. Характерный прищур глаз. Клино-

образная бородка. Узнаваемый образ человеческого достоин-

ства. Выражение глубочайшей, безмерной скорби... В каждой

композиции безвестный художник отразил яркую и сложную

индивидуальность. Какой захватывающий диалог через часто-

кол веков!

Боянский живописец проявил интерес к переживаниям силь-

ным, драматическим. Разрушая трафареты, он отрешился от

подробностей бытового плана, передавая движение острой ло-

маной линией. И вот етранный эффект: с одной стороны, алле-

гории, обезличенные символы. Но в них же — с другой сторо-

ны — предельное обострение чувств, такая индивидуализа-

ция, что, наблюдая за игрой световых ликов, я вдруг поразился

догадке: да ведь это портрет!.. Сомнений нет — прекрасней-

ший памятник средневековой Болгарии отражает судьбу ре-

302 Глава XIX. Искусство как форма культуры

ального человека. В каждом случае — иного. И его рок, разга-

данный безымянным автором, превращается з концентриро-

ванный образ.

Художник и скульптор — великие учителя в области видимого

мира. Ведь познание чистых форм вещей — отнюдь не инстинк-

тивная способность, не дар природы. Можно тысячу раз сталки-

ваться с данными предметами в жизни, «не видя» их формы. Но

однажды обрести столь захватывающее впечатление!

Эстетика

Эстетика (от греч. aesthesis — ощущение, чувство; aesthetes — чув-

ствующий) — отрасль философского знания, теоретически иссле-

дующая такое ценностное мироощущение, которое прежде всего

характеризуется категорией «прекрасного» и наиболее полно

выражается в такой форме человеческого сознания и культурной

деятельности, как искусство (см. СтоловжЛ.Н. Эстетика // Фи-

лософский словарь. М., 2001, с. 698). Сам термин «эстетика» был

введен в 1735 г. Александром Баумгартеном (1714-1762). В рабо-

те «Философские размышления о некоторых вопросах, касающих-

ся поэтического произведения» он обозначил «эстетику» как на-

уку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрас-

ное и выражающемся в образах искусства, в противоположность

логике — науке о рассудочном познании

Баумгартен стал «крестным отцом» эстетики. Однако проблемы

красоты и прекрасного разрабатывались, начиная с глубокой

древности. Поэтому правомерно говорить о существовании ан-

тичной эстетики, эстетики средневековой, эстетики эпохи Воз-

рождения, составляющих историю эстетической мысли. В раз-

ных философско-'зстетических системах эстетическое как пред-

мет науки трактовалось по-разному в зависимости от состояния

культуры чувств, особенностей художественного освоения мира

в ту или иную эпоху. Эстетика изучает такие формы чедаве-

ческого сознания, как эстетическое восприятие и пережива-

ние, эстетический вкус и идеал.

Специфика художественного творчества

Художник открывает не новые факты, как историк, и не новые за-

коны, как ученый, — он творит новые художественные формы.

Это понимал, например, итальянский художник Леонардо да Вин-

ГлаваХК Искусство как форма культуры 303

чи (1452-1519), который называл живопись и скульптуру «муд-

ростью видения». Художник открывает многообразные фор-

мы, в которых он может отраяить мир, раскрыть глубину его

восприятия человеком.

Человек искусства мыслит образами. Это специфическая, при-

сущая искусству форма отражения действительности. В искус-

стве рождаются обобщенные художественные образы. Напри-

мер, французский писатель Оноре де Бальзак создал образ Гоб-

сека — олицетворение жадности, жестокосердия и жажды

накопления денег. Писательница Э.Л. Войнич сумела нарисо-

вать героический образ Овода — пылкого и целеустремленно-

го революционера. Литературные типы — весьма впечатля-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: