Говоря о роли искусства в культуре, важно подчеркнуть, что ху-
дожественный дар присущ не каждому человеку. Миллионы
людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказы-
вается композитором такой мощи, как Бетховен. Но это понят-
но только самому художнику. Когда известного скульптора
Родена спросили, как он создает свои произведения, он отве-
тил: это очень просто, я беру камень и отсекаю от него все
лишнее... Вопрос лишь в том, что является лишним в камне.
Это может решить только сам художник.
В прошлом году я побывал в селе Бояна, которое находится в Бол-
гарии, недалеко от Софии. В ослепительный солнечный день
вошел в церковь и попал в мир обворожительной стенной рос-
писи. Нет, не сцены и не сюжеты средневекового искусства
поразили меня. Их символика оказалась довольно традицион-
ной, типичной для далекого XIII века. Но сквозь привычные
каноны, отвлеченные зрелищные формы неожиданно просту-
пил лик живого человека. Характерный прищур глаз. Клино-
образная бородка. Узнаваемый образ человеческого достоин-
|
|
ства. Выражение глубочайшей, безмерной скорби... В каждой
композиции безвестный художник отразил яркую и сложную
индивидуальность. Какой захватывающий диалог через часто-
кол веков!
Боянский живописец проявил интерес к переживаниям силь-
ным, драматическим. Разрушая трафареты, он отрешился от
подробностей бытового плана, передавая движение острой ло-
маной линией. И вот етранный эффект: с одной стороны, алле-
гории, обезличенные символы. Но в них же — с другой сторо-
ны — предельное обострение чувств, такая индивидуализа-
ция, что, наблюдая за игрой световых ликов, я вдруг поразился
догадке: да ведь это портрет!.. Сомнений нет — прекрасней-
ший памятник средневековой Болгарии отражает судьбу ре-
302 Глава XIX. Искусство как форма культуры
ального человека. В каждом случае — иного. И его рок, разга-
данный безымянным автором, превращается з концентриро-
ванный образ.
Художник и скульптор — великие учителя в области видимого
мира. Ведь познание чистых форм вещей — отнюдь не инстинк-
тивная способность, не дар природы. Можно тысячу раз сталки-
ваться с данными предметами в жизни, «не видя» их формы. Но
однажды обрести столь захватывающее впечатление!
Эстетика
Эстетика (от греч. aesthesis — ощущение, чувство; aesthetes — чув-
ствующий) — отрасль философского знания, теоретически иссле-
дующая такое ценностное мироощущение, которое прежде всего
характеризуется категорией «прекрасного» и наиболее полно
выражается в такой форме человеческого сознания и культурной
деятельности, как искусство (см. СтоловжЛ.Н. Эстетика // Фи-
|
|
лософский словарь. М., 2001, с. 698). Сам термин «эстетика» был
введен в 1735 г. Александром Баумгартеном (1714-1762). В рабо-
те «Философские размышления о некоторых вопросах, касающих-
ся поэтического произведения» он обозначил «эстетику» как на-
уку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрас-
ное и выражающемся в образах искусства, в противоположность
логике — науке о рассудочном познании
Баумгартен стал «крестным отцом» эстетики. Однако проблемы
красоты и прекрасного разрабатывались, начиная с глубокой
древности. Поэтому правомерно говорить о существовании ан-
тичной эстетики, эстетики средневековой, эстетики эпохи Воз-
рождения, составляющих историю эстетической мысли. В раз-
ных философско-'зстетических системах эстетическое как пред-
мет науки трактовалось по-разному в зависимости от состояния
культуры чувств, особенностей художественного освоения мира
в ту или иную эпоху. Эстетика изучает такие формы чедаве-
ческого сознания, как эстетическое восприятие и пережива-
ние, эстетический вкус и идеал.
Специфика художественного творчества
Художник открывает не новые факты, как историк, и не новые за-
коны, как ученый, — он творит новые художественные формы.
Это понимал, например, итальянский художник Леонардо да Вин-
ГлаваХК Искусство как форма культуры 303
чи (1452-1519), который называл живопись и скульптуру «муд-
ростью видения». Художник открывает многообразные фор-
мы, в которых он может отраяить мир, раскрыть глубину его
восприятия человеком.
Человек искусства мыслит образами. Это специфическая, при-
сущая искусству форма отражения действительности. В искус-
стве рождаются обобщенные художественные образы. Напри-
мер, французский писатель Оноре де Бальзак создал образ Гоб-
сека — олицетворение жадности, жестокосердия и жажды
накопления денег. Писательница Э.Л. Войнич сумела нарисо-
вать героический образ Овода — пылкого и целеустремленно-
го революционера. Литературные типы — весьма впечатля-