Образа на людей.
Некоторые мыслители полагали, что красота заключается в са-
мой природе. Дар художника состоит только в том, чтобы ото-
бразить все прекрасное. Но были и такие исследователи, кото-
рые отрицали всякую связь между красотой искусства и красо-
той природы. Красота какого-нибудь ландшафта в реальности
отличается от той красоты, которая запечатлена на полотне
художником. Искусство — это средство, позволяющее тво-
рить мир по законам красоты. Реалисты XIX в., стремивши-
еся дать правдивое художественное отражение действитель-
ности, обладали более глубоким пониманием целей искусства.
Они доказали, что художественный уровень произведения
искусства не зависит от величия или ничтожества самого изо-
бражаемого предмета. Французский писатель Эмиль Золя
(1840-1902) показал, что описания железной дороги, магази-
на мод или парижского рынка могут стать подлинно художест-
венными произведениями.
Описание природы у художника и географа совершенно раз-
личны. Искусство, конечно, помогает познавать мир. Но это
|
|
познание обладает спецификой: оно дает более богатый,
более живой и красочный образ реальности. Человек от
природы создает различные способы постижения реальнос-
ти. В искусстве он выражает собственную фантазию и глу-
бины человеческих переживаний. Для природы человека
как раз и характерно то, что он не ограничивается одним-
единственным подходом к реальности, а может выбрать раз-
ные точки зрения и перейти от одного аспекта реальности
к другим.
304 Глава XIX. Искусство как форма культуры