118.Маркетинговые исследования, целеполагание в процессе организационного планирования и проектирования.
30. Национальное богатство (НБ) — совокупность накопленных ресурсов в стране (экономических активов), создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.
Объем национального богатства исчисляется, как правило, в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых (постоянных ценах) на определенный момент времени (обычно на начало и конец года).
Экономические активы, включаемые в состав НБ в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН, подразделяются на две основные группы:нефинансовые и финансовые.
Нефинансовые активы
В зависимости от способа создания нефинансовые активы в свою очередь подразделяются на нефинансовые произведенные активы и нефинансовые непроизведенные активы.
Нефинансовые произведенные активы создаются в результате производственных процессов и включают три основных элемента: основные фонды (основной капитал),функционирующие в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги; запасы материальных оборотных средств и ценности.
|
|
1. Основные фонды (основной капитал) — важнейшая часть национального богатства — представляют собой произведенные активы, неоднократно или постоянно используемые для производства товаров и оказания рыночных и нерыночных услуг и функционируют в течение длительного времени. При этом в статистической практике Российской Федерации к основным фондам относятся объекты со сроком службы не менее одного года и стоимостью выше определенной величины, устанавливаемой в зависимости от динамики цен на продукцию фондообразующих отраслей (с 1 января 1996 г. В размере пятидесяти-кратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда на дату их приобретения).
>- Материальный основной капитал состоит из зданий (включая жилища), сооружений, машин и оборудования, а также выращиваемых активов (стоимость племенного, молочного, тяглового и другого скота, плодовых садов, виноградников и других многолетних насаждений, дающих неоднократные урожаи).
>• К основным фондам относятся и нематериальные произведенные активы — объекты, создаваемые трудом человека, представляющие собой необщедоступную информацию, нанесенную на какой-нибудь носитель. Стоимость этих объектов определяется именно заключенной в них информацией, поэтому они относятся к нематериальным активам. К объектам такого рода относятся стоимость расходов на разведку полезных ископаемых, программного обеспечения, оригинальных произведений развлекательного жанра, литературы и искусства.
|
|
2. Вторым элементом, входящим в состав произведенных нефинансовых активов, являются запасы материальных оборотных средств (оборотные фонды) — наиболее мобильный, постоянно возобновляемый элемент национального богатства страны. Включают производственные запасы (сырье, материалы, топливо, инструменты, хозтовары, семена, посадочный материал, корма и фураж, животных на откорме, молодняк животных и др.), незавершенное производство, готовую продукцию и товары для перепродажи, материальные резервы (запасы стратегических материалов зерна и других товаров, имеющих особое значение для страны).
3. В состав произведенных материальных активов включают ценности, т.е. дорогостоящие товары длительного пользования, которые приобретаются и хранятся в качестве запасов стоимости, и как правило, не используются в процессе производства или для потребления. При этом владельцы ценностей рассчитывают на то, что реальная стоимость таких товаров повысится, либо по крайней мере не изменится. К ценностям относятся: драгоценные металлы и камни, антикварные и ювелирные изделия, имеющие значительную стоимость, уникальные произведения искусств; коллекции.
Нефинансовые непроизведенные активы не являются результатом
производственного процесса. Они подразделяются на две группы: материальные и нематериальные.
> Материальные непроизведенные нефинансовые активы -природные активы (земля, богатства недр), биологические и подземные водные ресурсы.
> Нематериальные не произведенные нефинансовые активы
создаются вне процесса производства и право владения ими устанавливается путем юридических или учетных действий. Они включают патенты, авторское право, договора об аренде и другие передаваемые контракты, купленный«Гудвилл» (репутация фирмы, ее название, деловые связи, используемые торговые марки и т.д.) и т.п., которые могут быть переданы или не переданы. Показатели, характеризующие нематериальные и не произведенные активы, введены в бухгалтерскую и статистическую отчетность.
Финансовые активы
Финансовые активы - активы, которым, как правило, противостоят
финансовые обязательства другого собственника. Финансовые обязательства возникают, когда одна институциональная единица предоставляет финансовые ресурсы другой. В этом случае средства кредитора - это его финансовый актив, так как он получает отдолжника платежи за пользование предоставляемыми резервами. Для должникаполученные им финансовые средства - это обязательства.
Финансовые активы включают:
• монетарное золото и СПЗ;
• валюту и депозиты, ценные бумаги, кроме акций;
• акции и прочие виды акционерного капитала;
• займы;
• страховые технические резервы;
• прочие дебиторскую и кредиторскую задолженности;
• прямые иностранные инвестиции (справочно).
Система показателей статистики национального богатства
В задачи статистики национального богатства входят статистическая
характеристика объема, структуры, динамики и эффективности использования всего богатства и его составных элементов, изучение технического перевооружения народного хозяйства, внедрения прогрессивной техники и технологии. Решение этих задач связано с разработкой системы показателей и обоснованием методологии их исчисления.
Система показателей статистики национального богатства, используемая в анализе, включает в себя следующие основные характеристики:
1) наличия (объема) и структуры богатства;
2) воспроизводства важнейших его частей;
3) динамики всего богатства и его составных частей;
4) размещения богатства на территории страны;
5) охрану природных ресурсов и их восполнение.
|
|
Пользуясь этой системой, можно охарактеризовать изменения в объеме и составе всего богатства с различных сторон, построив соответствующие группировки, баланс национального богатства и отдельных его частей.
Объем национального богатства исчисляется, как правило, в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых (постоянных) ценах на определенный момент времени (обычно на начало и конец года).
Объем национального богатства в текущих ценах отражает стоимость его элементов в ценах приобретения соответствующих периодов. Стоимость отдельных фондов при этом периодически (в зависимости от уровня инфляции) приводится в соответствие с ценами, существующими на дату переоценки.
В постоянных ценах объем национального богатства отражает стоимость всех его элементов в ценах одного периода (принятых за базисные цены). Изменение физического объема национального богатства и его отдельных элементов рассчитывается в сопоставимых ценах.
Россия обладает огромным по своему объему непрерывно возрастающим национальным богатством
По мере развития страны, повышения уровня ее экономического развития структура национального богатства изменяется. Основной тенденцией при этом является рост доли личного имущества граждан.
С переходом на систему национальных счетов приобретает особое значение метод непрерывной инвентаризации, используемой в зарубежной статистике для оценки стоимости реального (в постоянных ценах) накопленного национального богатства за относительно длительный период времени.
Значительный удельный вес в составе накопленного богатства занимают
основные производственные фонды. Статистика характеризует основные фонды системой показателей, среди которых показатели объема, состава фондов, коэффициенты состояния, движения основных фондов, показатели их использования, показатели динамики.
Издержки — это затраты производственных факторов в денежном выражении, необходимые для ведения предприятием своей коммерческой и производственной деятельности. Они находят свое выражение в показателях себестоимости продукции, которые характеризуют в денежном измерении все материальные затраты, затраты на оплату труда и затраты, которые необходимы для производства и реализации продукции.
|
|
Себестоимость продукции — экономический показатель деятельности промышленных предприятий объединений, который в денежной форме выражает все затраты предприятия, связанные с производствоми реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. Себестоимость включает:
1) перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов);
2) расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
Себестоимость является нижним пределом цены, она определяет границу возможного маневрирования при проведении той или иной политики цен, когда осуществляется их стимулирующая функция.
Себестоимость определяют по всей продукции в целом, по отдельным ее видам, узлам, деталям, производственным процессам, по работе подразделений, участков, цехов.
Существуют показатели, характеризующие себестоимость продукции:
1) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый(отчетный) период — себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции;
2) затраты на единицу объема выполненных работ — себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативно чистой продукции.
Суммарные затраты на производство и реализацию продукции можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным.
В зависимости от объема учитываемых затрат различают следующие виды себестоимости:
1) технологическая себестоимость — включает в себя только прямые затраты на производство: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологические цели, заработная плата основных производственных рабочих;
2) цеховая себестоимость — образуется путем добавления к технологической себестоимости калькуляционных статей затрат, формирующихся на уровне цеха: дополнительной заработной платы основных производственных рабочих, отчислений на социальные нужды основных производственных рабочих и общепроизводственных расходов;
3) производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) — кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты)и затраты вспомогательного производства;
4) полная себестоимость или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции — показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации(коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
Также различают плановую и фактическую себестоимость.
Плановая себестоимость — себестоимость, определяющаяся в начале планируемого года исходя из плановыхнорм расходов и иных плановых показателей на этот период.
Фактическая себестоимость — себестоимость, определяющаяся в конце отчетного периода на основанииданных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство.
Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, направленных на формирование денежных доходов, финансирование текущих затрат, выполнение финансовых обязательств и инвестиций.
Предметом статистики финансов предприятий является количественная сторона финансово—денежных отношений в их неразрывной связи с качественными особенностями в сфере товарного обращения.
Задачи статистики финансов предприятия:
1) изучение объема, структуры и динамики финансов предприятия;
2) исследование закономерностей развития финансово—денежных отношений предприятия;
3) исследование структуры капитала и определение его оптимального уровня;
4) выявление взаимосвязей и взаимодействия финансов, кредита и инвестиций в расширении деятельности предприятия;
5) определение размера прибыли, чистого дохода и уровня рентабельности работы предприятия;
6) контроль за использованием финансовых ресурсов;
7) анализ расчетов между контрагентами по внешнеэкономической деятельности;
8) анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия.
В статистике финансов предприятий применяется система показателей, которые отражают финансовое положение хозяйствующих субъектов, распределение, поступление и использование денежных средств, размеры и структуру задолженности, в том числе просроченной. При статистическом изучении основных закономерностей финансового состояния предприятий широко используются методы группировок, структурного анализа, регрессивного и корреляционного анализа, рядов динамики, индексный метод.
В современных условиях хозяйствования, когда предприятия являются самостоятельными юридическими лицами, важное значение приобретает оценка неиспользованных финансовых и кредитных ресурсов и установление причин и факторов, влияющих на сложившееся финансовое положение предприятия.
118. Маркетинговое исследование — это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию.
Цели маркетинговых исследований:
§ Поисковые цели — сбор информации для предварительной оценки проблемы и её структурирования;
§ Описательные цели — описание выбранных явлений, объектов исследования и факторов, оказывающих воздействие на их состояние;
§ Каузальные цели — проверка гипотезы о наличии некоторой причинно-следственной связи;
§ Тестовые цели — отбор перспективных вариантов или оценка правильности принятых решений;
§ Прогнозные цели — предсказание состояния объекта в будущем.
ти исследования нередко проводятся на систематической основе и могут быть классифицированы следующим образом:
1. Исследование рынка (Market Research):
§ определение размера и характера рынка (характеристика потребителей по возрасту, полу, доходу, профессии и социальному положению);
§ определение географического размещения потенциальных потребителей;
§ определение удельного веса товаров основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке. Исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей данный рынок;
§ анализ общеэкономических и других внешних тенденций, влияющих на структуру рынка.
2. Исследование сбыта (Sales Research):
§ определение различий в объеме сбыта по отдельным районам;
§ установление и пересмотр границ сбытовых районов. Планирование посещений клиентов коммивояжерами. Изменение эффективности работы сбытовиков;
§ оценка методов торговли и стимулирования сбыта. Анализ эффективности распределительной сети в размере "расходы — прибыль". Инвентаризация товарных запасов розничной сети.
3. Исследование потребительских свойств товаров (Product Research):
§ анализ сильных и слабых сторон конкурирующих товаров
(т. е. товаров не только своей фирмы, но и ее конкурентов);
§ поиски новых способов применения выпускаемых изделий. Анализ замыслов новых изделий. Испытание новых изделий с привлечением потребителей. Исследование в области упаковки. Изучение возможностей упрощения ассортимента.
4. Исследование рекламы (Advertising Research):
§ анализ эффективности рекламных объявлений;
§ анализ эффективности средств распространения рекламы;
§ анализ эффективности рекламной работы.
5. Экономический анализ (Business Economics):
§ анализ "затраты — выпуск";
§ краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, основанное на анализе тенденций;
§ анализ "цена — прибыль".