Практическое задание. О каких методах экспертных опросов идет речь в представленных ниже отрывках?

О каких методах экспертных опросов идет речь в представленных ниже отрывках?

1)Метод представляет собой заочный и анонимный опрос эксперт­ной группы в несколько туров с согласованием мнений экспертов. Экспертам предлагаются опросные листы по исследуемой пробле­ме. Степень стандартизированности вопросов может быть раз­лична: вопросы могут быть как закрытыми, так и открытыми, подразумевать как количественный, так и качественный ответ. Возможны вариации и в аргументации и в обосновании эксперт­ных оценок (что может быть обязательным или нет). Как правило, обсуждение вынесенных сюда проблем проводится в 2-3 тура, причем при повторных опросах экспертам предлагается ознако­миться либо с мнениями и аргументами каждого эксперта, либо со средней оценкой. На повторных турах эксперты могут поменять свою оценку, приняв во внимание аргументы коллег, а могут ос­таться при прежнем мнении и высказать обоснованную критику других оценок. Существуют различные методики согласования экспертных оценок: с учетом (или без) квалификации экспертов (как весовых коэффициентов), с отбрасыванием (или без) край­них оценок и др. Метод имеет весьма существенные достоинства, которые иногда делают его незаменимым.

2) Метод реализуется в два этапа. Первый этап носит название «конференции идей», его длительность составляет примерно 1- 1,5 часа. В ходе этого этапа эксперты выдвигают различные идеи, касающиеся трактовки анализируемой ситуации и или прогноза развития явления. Идеи заносятся в протокол, но не обсуждаются, не критикуются. При этом идеи могут быть самыми разными» в том числе и «сумасшедшими». Главенствует принцип: чем боль­ше идей, тем лучше. После перерыва, на втором этапе, идеи обсуж­даются, оцениваются, и выбираются те из них, которые призна­ются наиболее верными. Окончательный вердикт по проблеме может быть принят путем явного или неявного голосования- Процедуры генерации и обсуждения идей могут быть в большей или меньшей степени формализованы.

- В каких случаях целесообразно применять тот или иной метод?

- Сформулируйте недостатки каждого из них.

Ответ.

1. Метод «Дельфи». В большинстве развитых стран метод применяется для определения приоритетов научно-технического развития и принятия решений о финансировании крупных государственных программ.

Недостаток – метод не по­зволяет сталкивать в споре различные мнения и стимулировать тем самым возникающее при личном контакте «генерирование» идей. Кроме того, при экспертизе по методу Дельфи необходимо значительное время.

2. Метод «мозговой штурм

Применять, допустим, когда сложившаяся ситуация является совершенно новой и требует совершенно нового подхода к ее решению;

Недостаток - ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.


33 Понятие общественного блага, свойства, типология; различия формирования спроса на частные и общественные блага.

Общественное благо – благо, которое может потребляться коллективно всеми гражданами или группой лиц, независимо от того, платят люди за него или нет и обладающее следующими свойствами.

Свойства общественного блага:

Неделимость (свойство, определяющее невозможность разделения блага на части, нарушения его целостности.)

Неисключаемость (не один человек не может быть исключен из потребления блага, если он отказывается за него платить или издержки исключения будут слишком высоки относительно потенциальных выгод)

Неизбирательность (неконкурентность) (потребление блага одним человеком не уменьшает возможности его одновременного потребления другими людьми без дополнительных издержек).

Пример: система законодательства и отдельные комплексы и законы, система национальной обороны, маяк, уличное освещение, светофор.

Общественные блага по своим главным характеристикам являются противоположностью частным благам. Частные блага – это индивидуальные блата, предназначенные для личного потребления.

Главное отличие частного блага состоит в том, что оно не может одновременно быть потреблено разными лицами. Его использование приносит полезность только его потребителю. Частное благо может быть продано поштучно и адекватно рыночному обмену. Примерами частных благ являются персональный компьютер, шариковая ручка, мобильный телефон и т.д. Большая часть предлагаемых производителями и вызывающих спрос у потребителей благ представляют собой частные блага.

Общественные блага – это блага, свободно потребляемые всеми членами общества, предоставление которых посредством рыночного обмена затруднено или невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: