Бутафория вместо удовольствия

(еженедельник "Футбол" №№ 16,17,18 Москва, 04.2000г.)

"История российского футбола достаточно самобытна и оригинальна, в ней затаено немало явлений, не лежащих на поверхности, до сих пор не раскрытых, не истолкованных должным образом ". Л. Филатов

На протяжении последних 30-ти лет четко прослеживается тенденция к катастрофическому исчезновению ярких, самобытных игроков в российском футболе. Падение зрительского интереса к отечественному футболу и отсутствие наших футболистов в числе "звезд" даже средней величины на европейском уровне, не говоря уже о мировом, подтверждает это.

В то же время, мы можем вспомнить немало ярких игроков в нашем футболе 40-60-х годов, среди которых были звезды европейского и мирового уровня. А успехи сборной тех лет, ни в какое сравнение не идут с нынешними. Сегодня мы не попадаем в число 32-х в Кубке Мира и 16-ти в Европе, А ведь в 1956г. мы были олимпийскими чемпионами, 1960-м чемпионами Европы, 1964-м - серебряными призерами Европейского чемпионата, 1966-м бронзовыми на Чемпионате мира.

C конца 60-х годов уровень нашего футбола постепенно снижается и сегодня мы со всей очевидностью стоим перед фактом отсутствия в нем ярких игроков, опустевших трибун стадионов и удивительной беспомощности огромной армии футбольных специалистов и функционеров перед лицом проблемы подготовки футболистов высокого класса.

Если сопоставить численность профессионально занимающихся футболом в России специалистов (тренеров, административных работников многочисленных федераций и т.п.) в разные временные отрезки - до середины 60-х годов и в настоящее время - с соответствующими этим отрезкам достижениями, то нетрудно прийти к выводу: чем больше специалистов, тем меньше достижений! Не правда ли, удивительный вывод? Что это? Совпадение? или следствие каких-то определенных осознанных действий, приведших к такому результату? А если сюда добавить, что по количеству профессиональных футбольных тренеров работающих с детьми мы намного опережаем не только любую страну мира, но и все европейские страны вместе взятые, то возникает желание спросить: "А чем же мы, тренеры, занимаемся с нашими детьми, если достигли таких " успехов"?".

Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, даст куда более полную и объективную картину реального положения дел в нашем российском футболе, чем традиционное объяснение причин кризиса отсутствием у мальчишек былой мотивации, вследствие появления дискотек, компьютеров, наркотиков и т. д. или нехваткой полей, спортзалов, инвентаря и т.п. Мы умудряемся найти массу всяких причин, объясняющих наступивший кризис, но почему-то все эти причины имеют одну общую черту - все, что происходит, происходит, якобы независимо от нас и мы ничего не можем изменить. Так ли это? А, может, не будем валить ответственность за элементарную недальновидность и непрофессионализм на "происходящее в стране" и, конечно, от нас не зависящее. Давайте возьмем на себя смелость и попробуем разобраться объективно в причинах углубляющегося кризиса в нашем футболе. Может быть еще есть возможность изменить то, что мы с таким "успехом" настроили в советское время.

На проходившей в октябре в Санкт-Петербурге Конференции УЕФА по юношескому футболу тренер мюнхенской "Баварии" Вернер Керн настойчиво и эмоционально пытался привлечь внимание аудитории к вопросу развития дворового футбола. Его попытки перекликались с достижениями на международной арене ирландского юношеского футбола, имеющего полудворовую основу, и высказываниями с трибуны Конференции маститых тренеров о необходимости свободы творчества, обязательном присутствии удовольствия от игры и развитии воображения, как основы на которой строится футбольная личность ребенка. В предлагаемой вашему вниманию статье предпринята попытка сравнительного анализа среды "дворового футбола", в которой происходило формирование личности будущих "звезд " нашего футбола, таких как Федотов, Бобров, Дементьев, Яшин, Стрельцов, Воронин, Нетто, Шестернев...(всех не перечислишь), и "организованного детского футбола", возникшего у нас в начале 60-х годов с появлением футбольных школ, групп подготовки и подобных им детских футбольных образований, а в 70-80-х годах пополнившегося СДЮШОР, спортинтернатами, ЦОПами и т.п.

Как известно, фундамент личности, ее костяк, определяющий направление и принципы развития человека в будущем, формируется до 14 - 16 лет. Дальше идет развитие и шлифовка заложенного в детском и подростковом возрасте. Давайте посмотрим, что же изменилось за последние 40-50 лет в среде, формирующей в период до 14-16 лет личность потенциального футболиста.

Если сравнивать среду, в которой выросли наши "звезды" 40-60-х годов, с теми условиями, в которых мы "готовим" сейчас молодых футболистов, то обнаружится, что среда и принципы формирования личности не просто изменились, а искусственно изменены нами по направлению воздействия в прямо противоположную сторону.

Вспомним, в какой среде у детей формировался характер и отношение к футболу в 40-60-х годах. До 13-14 лет этой средой был "дикий", «дворовый" футбол. Сегодня же мальчишки уже с 7-8 лет попадают в среду "организованного футбола": ДЮСШ, СДЮШОР, футбольные секции, клубы и т.д. В результате "организации" нашего футбола мы на 6-7 лет раньше стали забирать из дворового футбола лучших наших мальчишек и руководить их футбольным развитием, да и не только футбольным. Попробуем определить основные, принципиальные особенности дворовой среды, дававшей нам классных игроков и посмотрим, как они выглядят в организованном футболе сегодня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: