Осознанная необходимость, или свобода выбора

"Лучший способ давать советы детям - догадаться чего им нужно и посоветовать именно это "Г. Трумен.

В дворовом футболе мальчик был свободен в выборе того, что ему предлагал футбол и брал он то, что соответствовало его личностным особенностям, что было нужно именно ему, что было адекватно возможностям и потребностям его внутреннего мира. Поэтому, такая избирательность, исходящая из многообразия и непохожести индивидуумов, давала абсолютно непохожих футболистов, т.к. каждый создавал себя сам, исходя из внутреннего своего "устройства". А возможность выбора в дворовом футболе, обеспечивалась его независимостью участия в игре, обилием самобытных приемов игроков разного возраста и мастерства, исполняемых рядом и "всерьез", возможностью тут же попробовать их исполнить и решить - стоит ли брать тот или иной прием в свой арсенал.

В организованном футболе мальчик не выбирает то, что ему нравится, да и выбирать особенно не из чего. Начнем с того, что сам подход к обучению не дает ему права выбора - дядя тренер решит все за него. Поэтому мальчик не примеряет на себя тот или иной прием, а берет то, что ему даст тренер. Но даже если у мальчика и возникнет желание научиться самому, то выбирать ему будет, особенно, не из чего. Во - первых, все в группе одного возраста и приблизительно одного уровня опыта и мастерства. Во-вторых, тренировка - не игра, и в ней не увидишь прием в том исполнении и содержании, которого требует игра, а играть в занятиях стали в 5-10 раз меньше, чем в дворовом футболе - львиную долю времени занимает отработка элементарных приемов и работа над развитием физических качеств. Да и в самих играх [контрольных, товарищеских, не говоря уже о соревнованиях] тренер не даст мальчику экспериментировать - ведь это скажется на результате игры!

Вывод: отсутствие у мальчика свободы в выборе из игры того, что ему интересно, что привлекает именно его, что близко его пониманию футбола, существенно затрудняет формирование у него "осознанной необходимости" освоения того или иного приема. Конечно, тренер заставляет мальчишек выполнять и разучивать требуемое, но выполняется это скорее автоматически, неосознанно, т.к. необходимость освоения не подкреплена личным опытом и личным выбором, основанном на личном интересе. Мы стремимся поскорее научить наших подопечных футбольным навыкам, минуя стадию формирования у мальчишек осознанной необходимости включения их в свой арсенал. Почему? Нам некогда, мы торопимся поскорее получить результат - научить бить, быстро бежать с мячом и т.д. И достигаем этого результата: многие у нас бьют сильно, далеко и относительно точно, но беда в том, что делают они это все одинаково, шаблонно, без индивидуального блеска и нестандартности. Думаю, что это происходит потому, что формирование навыков идет у нас не через "голову", осознанно, " для себя", а шаблонно, автоматически, т.е. неосознанно, "для дяди тренера". Европейские тренеры, как говорит Стив Хэйвей, бьются над проблемой "проникновения в голову молодого футболиста", а мы этот вопрос решаем просто - голову игрока рассматриваем только как предмет, которым можно бить по мячу, а что там внутри - нас не интересует - мы действуем через ноги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: