Научить или научиться?

"Знание, которое более всего небходимо для человеческой жизни, - это познание самого себя."Б.Фонтенель.

В дворовом футболе мальчика никто не учил, наоборот, дворовая среда заставляла его - выверни себя наизнанку и научись сам, сам проанализируй и сам попробуй, если, конечно, ты способен, если у тебя есть к этому талант. Действуя таким образом, мальчик постепенно "запускал", "раскручивал" свой внутренний механизм саморазвития и самосовершенствования, маховик которого в дальнейшем невозможно было остановить. Вот откуда у старых мастеров была незатухающая жажда самосовершенствования, выражавшаяся в самостоятельных дополнительных занятиях, отсутствии пресыщения футболом, стремлении к поиску новых приемов, в творческом отношении к самой игре.

В организованном футболе, наоборот, мальчика уже с 7-8 лет начинают учить игре, а вернее навязывать взрослую, тренерскую точку зрения на детскую игру в футбол. Это у нас считается передачей опыта. Только мы упускаем, что для того, чтобы мальчик вырос в индивидуальность необходимо, чтобы он нашел СВОЕ удовольствие в футболе, СВОЕ понимание его сущности и его законов, ведь без этого он не станет самобытной личностью, способной изменить наше представление об игре. А для этого он должен быть свободен в своем самовыражении в игре и иметь время для отделения "зерен от плевел" в его, только ему присущем, понимании футбола. Иначе мы получим то, что имеем сегодня - футбольные полуфабрикаты, гибриды из личности ребенка и тренера, уродливо и неорганично сросшиеся фрагменты тренерского опыта из взрослого "футбола за деньги" и детского понимания футбола, как" игры для удовольствия". Но мы не получим главного- ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ, пришедшей в игру для своего удовольствия, а с приобретением опыта, научившейся доставлять своей игрой удовольствие партнерам и зрителям.

Как же сказывается на формировании личности футболиста отсутствие у него возможности в детском возрасте самому разобраться в игре, попробовать ее со всех сторон и найти в ней СВОЕ удовольствие, которое впоследствии может дать ИГРОКА, понимающего футбол не совсем так, как его понимают другие, и способного внести в игру что-то необычное, оригинальное? Думаю, что заменив девиз дворового футбола: "Научись сам!", на лозунг: "Мы тебя научим!", мы существенно повлияли на возможность появления в нашем футболе ярких, самобытных, нестандартных личностей, игроков со своим взглядом на игру. И, наоборот, создали среду, в которой довольно легко штампуются игроки, подобные нам, тренерам, но не копии, ибо они живые люди и, естественно, сопротивляются нашему насилию. В общем, "ни то, ни се".

Вывод: с появлением у ребенка в раннем возрасте тренера, в современном его виде, изменилась естественная структура процесса познания футбола, исчезла основная, фундаментальная часть этого процесса - возможность, включив внутренние свои природные способности исследовать и примерить "на себя" футбольную игру, пропустить ее через свои способности и включив ВООБРАЖЕНИЕ попытаться найти свое место в этой игре. Ущербность нашего "организованного" подхода к воспитанию юных "звезд" состоит, в том, что мы сами "отрезаем" лучшую, содержащую перспективу развития индивидуальности, генную основу личности ребенка, не давая ей возможности даже немного развиться и окрепнуть. Процесс самостоятельного познания невозможен без анализа, а стремление к самостоятельному овладению приемами игры невозможно без развития воображения, трудолюбия, настойчивости, целеустремленности. Весь букет этих великолепных и так недостающих нашим футболистам качеств, опирающихся на интерес к футболу и удовольствие, получаемое от игры, невозможно воспитать там, где нет личного участия "воспитуемого"в формировании самого себя. Лишив ребенка возможности включить свой внутренний механизм саморазвития и самосовершенствования, мы отняли у него возможность использовать свой внутренний потенциал (а он, чаще всего, гораздо больше нашего тренерского) и оставили ему возможность пользоваться только знаниями получаемыми извне. И даже, если кто-то не согласен с утверждением Эйнштейна о том, что "воображение важнее знания", все равно он должен согласиться с тем, что без воображения футбол из творческой игры превращается в ремесло, что, кстати, мы и имеем в итоге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: