Билет № 4. Типы менеджмента (вертикальный и горизонтальный)

Типы менеджмента (вертикальный и горизонтальный).

На самой вершине вертикального менеджмента находятся топ-менеджеры, несущие ответственность за деятельность организации в целом: президенты компании, исполнительные вице-президенты. Они отвечают за определение целей организации, разработку стратегии их достижения, контроль над внешней средой. В их обязанности входят: осуществление коммуникаций, формирование корпоративной культуры. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию команды и разрешать конфликты. Менеджер проекта отвечает за реализацию определенной рабочей задачи, требующей участия выполняющих различные функции сотрудников с разных уровней организации. Менеджеры проекта обеспечивают движение информации и коммуникаций. Менеджеры низшего звена несут ответственность за производство товаров и услуг. Они обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечивая эффективность производства, мотивировать подчинённых.

Горизонтальный менеджмент включает функциональных менеджеров, которые отвечают за работу отделов, все сотрудники которых обладают схожими навыками и опытом. К числу функциональных отделов относятся: отдел рекламы, отдел продаж, отдел человеческих ресурсов, производственный отдел, финансовый отдел и бухгалтерия. Генеральные менеджеры отвечают сразу за несколько выполняющих различные функции отделов. В обязанности генеральных менеджеров входит координирование работы сотрудников самых разных отделов.

Классическое направление в менеджменте (Ф. Тейлор, А. Файоль, Ф. и Л. Гилбреты и др.)

Учение Ф. Тейлора явилось основой для появления классической (административной) школы управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. Основные направления этой школы – 1) развитие принципов управления; 2) описание функций управления; 3) систематизированный подход к управлению всей организацией.

Характеристика принципов управления (гуманизма, гибкости, научности, демократизма, открытости и др.)

Принципы управления (лат.principium основа, начало) – это исходные положения, в которых выражаются основные требования к направлению, содержанию, методам и организации процесса управления, отношениям между его участниками. Принципы управления должны тонко улавливать изменения условий социально-экономической жизни людей, учитывать национальное, культурное, религиозное своеобразие, исторический опыт народа.

Основные принципы менеджмента:

Гуманизм – обращенность к человеку, его неповторимому внутреннему миру как к главному общественному богатству. Главная ценность – отношение к человеку (его жизни, нравственному и физическому здоровью) как к ведущей земной ценности. Человеку правового государства, общества рыночной экономики должно быть присуще чувство уважения к чужой собственности.

Демократизм управления – менеджер полностью отказывается от мелочной опеки и контроля над работниками и по мере роста самостоятельности, активности и креативности последних все более делегирует им большинство управленческих функций, добиваясь перевода деятельности в само-деятельность. Демократизм предполагает взаимодействие менеджера и работников. Оно имеет следующие признаки: двусторонность связи, взаимопереходы субъекта в объект и объекта в субъект, взаимообусловленность изменения сторон.

Гибкость управления – способность чутко реагировать на изменения во внешней среде и внутренней структуре объекта управления. Это означает, что фирма не может быть локальной самодостаточной системой. Она должна чутко улавливать изменения, происходящие во внешней среде.

Открытость системы управления выражается в ее способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания, форм и методов управления, включению новаторских подходов к управлению. Открытая система управления чутко реагирует на процессы развития как внутри самой системы, так и во внешней среде. Объектами обмена с внешней средой через проницаемые границы системы выступают энергия, информация, материалы и т.д.

Научность управления предусматривает учет современных достижений, как теории управления, так и инноваций в сфере бизнеса, в частности, новых технологий производства, подготовки и переподготовки персонала организации. Научность обусловливает необходимость диагностики, которая выполняет информационную, аналитическую, ориентировочную, контрольную, регулировочную функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: