Темы для докладов

1. Сравнительно-исторический метод в языкознании.

2. Основные черты генеалогической классификации языков.

3. Характеристика индоевропейской языковой семьи.

4. Место изучаемого русского и изучаемого иностранного языка в генеалогической классификации языков.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите известные вам методы лингвистического исследования. В чем раз­личие между методикой научных исследований и методологией?

2. На каком принципе строится генеалогическая классифика­ция языков? Охарактеризуйте признаки генеалогического родства языков: материальная близость корней, обозначающих ряд жизненно-важных понятий, а также словообразующих и формообразующих морфем, регулярность фонетических и морфолого-фонетических соответствий.

3. Какие факты языка позволяют объединить различные языки по общности происхождения?

4. Какие языки называют родственными? Как возникают род­ственные языки? Какие условия способствуют появлению нового языка? Как доказать, что два или более языков являются родственными?

5. Раскройте содержание терминов говор, диалект, язык, языковая семья, группа родственных языков, подгруппа родственных языков. Иллюст­рируйте свой ответ примерами.

6. Каким целям служит сравнительно-исторический метод
изучения языков? Что является результатом исследования языков мира сравнительно-историческим методом?

7. Назовите основные приемы сравнительно-исторического метода. Объясните понятия реконструкция, праязык, язык-основа, архетип, праформа.

8. К какому времени относятся первые попытки установления родственных связей между языками?

9. В чем сущность открытая Вильяма Джонса, концепции Франца Боппа, воззрений Августа Шлейхера?

10. В чем состоят вклад А.Д. Востокова в развитие сравнительно-исторического языкознания? Что представляло собой учение Расмуса Раска о кругах языков?

11. Какие другие исследователи внесли вклад в развитие сравнительно-исторического метода?

12. Какие единицы языка можно изучать сравнительно-историческим методом? Как учитывается при сравнительно-историческом анализе значение языковых единиц? Что представляют собой так называемые звуковые соответствия?

13. В чем заключается отличие внешней и внутренней реконструкции?

14. В чем суть метода глоттохронологии? Чем различаются абсолютная и относительная хронология в языкознании?

15. Назовите наиболее крупные семьи языков.

16. Перечислите семьи языков, представленные на территории
СНГ. Назовите по группам языки индоевропейской семьи.

17. Перечислите языки тюркской семьи, представленные в РФ. Покажите на карте области их распространения.

18. Назовите языки кавказской семьи. Покажите по карте район
СНГ, где говорят на этих языках.

19. Перечислите славянские языки. Укажите, к какой подгруп­пе славянской группы индоевропейской языковой семьи принадле­жит каждый из них. Покажите по карте территорию их распрост­ранения.

20. Какие стороны языка изучаются посредством описательного
метода? Перечислите его основные приемы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: