1. Укажите случаи расхождения между буквами и звуками в следующих словах разных индоевропейских языков. В каких языках степень расхождения между звуками и буквами больше, а в каких меньше?
русские | английские | немецкие | французские |
вход вперёд сбить сшить нож поворот | though enough thorough leaf before white | Tag Lob Tages Lied Meer Hand | quotient heureux cadeau douceatre bœpifs sang |
2. Сколько разных звуков и разных букв в следующих словах? Укажите одинаковые звуки, обозначенные разными буквами. Укажите разные звуки, обозначенные одной и той же буквой.
Русск.: мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, коньки, молоко, верёвка.
Англ.: cock, image, quick, never, heartbreak, colour, fever, season, sentence, midnight.
Франц.: gagner, ton, tonne, mieux, mince, mine, sens, blanc, cacher, fille, noeud.
Нем.: genug, Schwester, hohl, selbst, Tod, teilen, wichtig, Verfasser, Leute.
3. Приведите примеры орфографических правил, построенных: а) на фонетическом принципе, б) морфологическом принципе, в) на идеографическом принципе, г) на традиционном принципе.
4. Сопоставьте определения графики, данные разными лингвистами. Укажите, каково назначение графики и какие средства используются в современной русской графике. Приведите примеры.
|
|
5. Напишите алфавиты русского языка и изучаемого иностранного, включив в них прописные и строчные буквы. Дайте количественную
характеристику букв в каждом алфавите. Назовите: а) буквы, одинаковые или сходные по начертанию, передающие тождественные или
близкие по звучанию фонемы; б) такие же буквы, передающие разные
по звучанию фонемы; в) буквы, обозначающие фонемы, которые отсутствуют в одном из языков; г) буквы или лигатуры, по-разному передающие близкие по звучанию фонемы; д) буквы, не обозначающие звуков; е) буквы, которым в алфавите другого языка соответствуют лигатуры или буквы с диакритиками.
6. Определите звуковые значения выделенных букв:
в ыход – в ишня – Росто в, с мыть – с делать – с дать – с шить – с жать, но ж – ж ить – ж уравль, й од – фо й е – кра й, я ма – ма я к – в я нуть – п я тно – т я желенный – красива я, доро г ой – в тай г е – лу г – ле г кий – а г а – ля г те, т онкий – т емный – о т дать – о т делать – о т чего – о т цепить.
7. Определите, на каких орфографических принципах основано написание следующих слов: гол од, но чь – мя ч, бе сс онный – бе зз астенчивый, м о л о ко, с лава – С лава, с шитый, жи знь, т я ж ё лый, от дых – от дыхать – от пустить, се г одня, ц и рк, ож о г – ож е г, по и грать – разыграть, пла чь – пла ч, ш и ло, мыл о, со л нце, ц ы ц, пр и ход, лж е ш ь, ле т чик, и с пить – и з бить, м я те ж, наре жь.
8. Определите степень устойчивости чтения буквы в русском и изучаемом иностранном:
а) рус.: сам, самому, самостоятельный, абрикос, дата;
|
|
б) англ.: mast мачта, tea чай, hall зал, earth земля, arrive прибывать, gas газ, gay веселый, gate калитка, ear ухо, air воздух;
в) нем.: der Arfel яблоко, das Band лента, die Bahn дорога, der Bau строительство, das Haar волос, der Damm плотина, die Propaganda пропаганда, tragbar портативный;
г) франц.: académie академия, accord соглашение, chaise стул, radia лучистый, camarade товарищ, câlinerie нежность, à для, ckasse класс, clausse условие, chat кот.
Литература к разделу VI