Практические задания. 1. Охарактеризуйте с типологической точки зрения русский и изучаемый вами иностранный язык

1. Охарактеризуйте с типологической точки зрения русский и изучаемый вами иностранный язык. Выделите общие типологические черты этих языков в области морфологии и синтаксиса.

2. а) Укажите, в чем заключается принципиальное различие между языками изолирующими и аффиксирующими:

Кит.: хао жень (хороший человек), сию хао (делать добро), дэно хао (старая дружба), жень хао во (человек любит меня), гунжень = работа + человек (рабочий), шанжень = торговля + человек (торговец);

Азерб.: at (лошадь), atlar (лошади), atda (на лошади), atlarda на (лошадях);

ev (дом), evlər (дома), evlərin (твои дома), evlərinizdə (в ваших домах);

Рус.: сестр а читает письмо подруг е, сестр а читает письмо подруг и, сестр е читает письмо подруг а;

б) Укажите, как и в чем проявляется процесс опрощения в приведенных примерах: обонять, окно, обитать, огромный, окно, область, огромный, вздор, облако.

3. Объясните сущность процессов агглютинации в приведенных примерах: биться, тотчас, нельзя, вдруг, впереди, нелепый, пиши – пишите – пишите-ка.

5. Определите случаи фузии, агглютинации, инкорпорирования и аморфности:

Русск.: землеройка, по-прежнему, богатырский, самоотвод, бесполезный, автоколонна, быстро, приходили, удивляться, чужестранец, очень, пересекаться, дальновидный:

Англ.: the meetings, slowly, speaks, pay-as-you-go-bar.

Нем.: singe, machte, des Mannens, gebracht, Schlafzimmer.

Франц.: les enfents, arc-en-ciel, merchant, je vvais, lentamente.

6. Используя морфологическую классификацию языков соотносите следующие языки с определенным языковым типом: турецкий, японский, латинский, санскрит, венгерский, арабский, болгарский, татарский, испанский, английский, немецкий, польский, французский, китайский, монгольский,

Литература к разделу V

Основная

Реформатский А.А. Введение в языковедение. Гл. VI.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. Разд. IV.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. Гл. X-XI.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. Гл. VI.

Вендина Т.И. Введение в языкознание. Гл. 9.

Дополнительная

Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Гл. IX.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. Гл. 5, 7.

Немченко В.М. Введение в языкознание. Гл. 6.

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. § 36.

Шайкевич А. Я. Введение в лингви­стику. § 45, гл. VI.


РАЗДЕЛ VI.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Тема 1. Основные этапы развития письма

Темы для докладов

1. Доначертательное письмо.

2. Типы начертательного письма.

Вопросы для самоконтроля

1. К какому периоду в истории человечества относится воз­никновение письма? Каковы причины возникновения письменности? Назовите основные этапы предыстории письменной речи.

2. Раскройте значение письменности для истории развития языка и общества.

3. Какие пережитки вещных (предметных) посланий встречают­ся у современных цивилизованных народов?

4. Чем предопределяется эволюция письма? Какую роль играют при этом орудия и материал письма? В чем отличие начертательного письма от предметного?

5. Дайте характеристику пиктографии. Укажите, что является обозначаемым, а что обозначающим в пиктографическом письме. В чем ее достоинство и недостатки как средства общения? С какими целями используется пиктография в настоящее время? Отчего пиктографию (рисуночное письмо) называют еще фразографией?

6. Чем был обусловлен переход от пиктографии к идеографии? Что собой представляет идеография? Что является озна­чаемым, а что – означающим в идеографическом письме? В чем его достоинства и недостатки по сравнению с другими видами письма? Используется ли идеография в современном обществе? С какими целями? Какие современные языки используют идеографию как основной вид письма?

7. Почему логографическое письмо является вместе с тем и идеографическим? Приведите примеры идеограмм, используемых в нашем письме.

8. Какие факторы обусловили переход от идеографии к фонографии? Какими путями осуществлялся этот переход? Расскажите об основных видах фонографического письма: а) слоговое письмо; б) буквенно-звуковое письмо.

9. Чем обусловлены различия древнеегипетской, шумерской и
китайской идеографических систем письма?

10. Что представляет собой иероглифическое письмо? Почему до сих пор сохраняется китайское иероглифическое письмо? Отчего раньше оно получило столь широкое распростране­ние в странах Юго-Восточной Азии? В чём преимущества и недостатки иероглифического письма?

11. Как возникло слоговое письмо? Каковы достоинства и недостатки слогового письма в сравнении с буквенно-звуковым? Какие народы пользуются ныне слого­вым письмом?

12. В чем заключается специфика раз­ных видов фонографического письма: слогового, консонантного, консонантно-вокалического? Что является означаемым, а что означающим в фонографическом письме?

13. Какие виды фонографического письма вы знаете?

14. Что такое графическое письмо? Какие графические знаки, кроме букв, применяются в современных звуковых системах письма? Перечислите этапы развития графического письма.

15. В чем заключается особенность консонантно-звукового (слогового) письма? вокально-звукового (буквенного) письма?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: