Лекция 2. Подходы к правовому регулированию банкротства

При сравнительном анализе правовых систем регулирования несостоятельности следует выяснить:

1. К реализации каких целей стремиться законодатель, вводя правовые нормы о несостоятельности. Целями могут быть:

- приоритетное предоставление должнику возможности восстановить платежеспособность;

- максимальное и быстрое удовлетворение требований кредиторов;

- первоочередной учет интересов государства.

2. Какой базовый механизм (ликвидационный, реабилитационный или реорганизационный) используется для регулирования несостоятельности.

Поскольку основные заинтересованные лица процедур банкротства – должник и его кредиторы правовая система конкретного государства может быть направлена в первую очередь на предоставление поддержки либо должнику либо его кредиторам. Исходя из этого законодательство может быть либо продолжниковым либо прокредиторским.

В ходе оценки направленности законодательства анализируются: правовое положение кредиторов; предоставленные должнику права и возможности; судьба имущества, переданного должнику; способы и возможности привлечения к имущественной ответственности иных лиц по обязательствам должника; критерии несостоятельности.

1. Правовое положение кредиторов. В рамках этого критерия оценка производится по следующим параметрам: перечень возможностей кредиторов по инициированию процесса о банкротстве; объем прав, которыми наделен кредитор; возможности по обращению кредиторов в суд с жалобами на действия должника либо управляющих; порядок определения количества голосов, которыми обладает на собрании конкретный кредитор; порядок допуска кредиторов к участию в собраниях кредиторов, в том числе тех, кто подал свои требования с нарушением установленных порядка и сроков; дополнительные возможности (гарантии взыскания) для кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, например, право изъять предмет залога и самостоятельно распорядиться этим предметом, получить преимущественное удовлетворение из его стоимости, др. Чем больше положительных ответов дает закон на каждый из поставленных вопросов, тем более прокредиторской может быть названа система законодательства этого государства.

2. Возможности, направленные на восстановление платежеспособности (реабилитацию должника). В рамках этого критерия можно выделить следующие параметры оценки: легкость введения реабилитационных процедур; степень допустимого вмешательства суда при инициировании должником либо кредиторами введения реабилитационных процедур; наличие механизмов проверки и опровержения действий субъекта, осуществляющего проведение восстановительных процедур. Соответственно, чем больше у должника возможностей, направленных на реабилитацию, тем более продолжниковой является система законодательства.

3. Определение судьбы имущества, переданного должнику во временное пользование. В рамках этого критерия можно использовать следующие параметры: возможность собственника изъять имущество, переданное должнику, в отношении которого возбужден банкротский процесс; возможность должника пользоваться чужим имуществом, например, до окончания восстановительных процедур; возможность включения в конкурсную массу имущественных прав, которыми обладает должник.

4. Возможность привлечения к ответственности лиц по обязательствам должника. Учитываются следующие параметры: количество субъектов, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности; условия (степень легкости) привлечения субъекта к ответственности по долгам должника (например, при отсутствии вины субъекта); объем субсидиарной ответственности; порядок привлечения к ответственности. Чем легче привлечь третьих лиц к ответственности по долгам должника, тем более прокредиторской является направленность системы, при условии, что средства, полученные от реализации этой ответственности поступают кредиторам, а не должнику.

5. Законодательное определение внешних признаков банкротства. Критерии или внешние признаки несостоятельности (банкротства) определяют момент, с которого организация или гражданин могут быть вовлечены в банкротский процесс. От законодательного определения критериев несостоятельности во многом зависит в каком объеме могут быть обеспечены имущественные интересы кредиторов.

При радикально-продолжниковой системе законодательство строится исходя из предположения о том, что финансовые трудности, испытываемые должником, являются временными и случайными. При такой системе:

1) предпочтения отдаются восстановительным процедурам, которые легко вводятся и растянуты во времени;

2) должнику независимо от мнения кредиторов предоставляются существенные льготы при заключении мирового соглашения;

3) восстановительные процедуры вводятся даже в случае невозможности полного удовлетворения всех требований могут завершаться не ликвидацией, а продолжением деятельности юридического лица, т.е. по окончании реализации имущества и расчетов с кредиторами должнику предоставляется возможность начать (возобновить) бизнес в отсутствие каких бы то ни было долгов.

Такое отношение к исполнению должником обязательств ставит в невыгодное положение кредиторов. Как свидетельствует статистика результатов проведения процедур банкротства в различных странах радикально-продожниковый подход, как это ни парадоксально, снижает вероятность спасения бизнеса (предприятия) должника.

Наиболее ярко радикально-продолжниковая направленность выражена в правовых нормах Франции и США. Представителем умеренно-продолжниковой системы можно считать Канаду.

Противоположное отношение к должникам демонстрирует прокредиторская система.

При прокредиторской направленности законодательства предполагается, что должник неспособен самостоятельно вести свои дела, при радикальном подходе он еще и считается недобросовестным и, соответственно, виновным в возникших финансовых трудностях. Основной целью данной системы является не спасение должника, а как можно более полное и быстрое удовлетворение требований кредиторов.

Прокредиторские законодательства:

1) допускают сравнительно легкую процедуру продажи бизнеса должника (даже в тех случаях, когда это неминуемо приведет к его ликвидации);

2) сразу же после возбуждения дела о банкротстве устанавливается строгий контроль за имуществом, вводятся жесткие ограничения по распоряжению им;

3) ограничивается круг сделок и решений, которые вправе принимать органы управления должника;

4) возможность введения реабилитационных процедур связывается не с желанием должника, а исключительно с инициативой кредиторов. При отсутствии такой инициативы проводится быстрая ликвидация.

Смысл быстрой ликвидации в том, чтобы не допустить существенного снижения стоимости имущества должника и за счет этого в наибольшей степени удовлетворить требования кредиторов.

Наиболее сильная прокредиторская система существует в Великобритании. Германия, Венгрия, Швеция считаются приверженцами умеренно-прокредиторской системы.

Мечта о нейтральной системе законодательства о несостоятельности состоит в том, что нормы законодательства направлены на достижение недостижимого – баланса интересов должника и кредиторов, т.е. в этом случае закон не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой. Кроме того, значительными полномочиями обладает арбитражный суд. Должник и кредиторы находятся приблизительно в равном положении, поскольку закон делает попытку учесть их интересы одновременно. Никаких презумпций в отношении добросовестности должника не устанавливается, зато существуют механизмы, позволяющие выявить характер финансовых сложностей, испытываемых должником. И если делается вывод о том, что эти сложности могут быть преодолены, то судом вводятся реабилитационные процедуры (возможно и против воли кредиторов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: