Часть первая Учебное пособие
БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
О.А.Алексеев
ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ
Часть первая
Конфликтология как наука о социальных конфликтах: идейные истоки и современное состояние
Учебное пособие
Уфа 2000
АЛЕКСЕЕВ О.А. Введение в конфликтологию. Часть первая. Конфликтология как наука о социальных конфликтах: идейные истоки и современное состояние. Учебное пособие. - Уфа: РИО БАГСУ, 2000. - 39 с.
Издается по решению редакционно-издателъского совета БАГСУ.
Учебное пособие «Введение в конфликтологию» содержит общую вводную часть авторского лекционного курса конфликтологии, раскрывающую теоретические источники, концептуальные и институциональные основы, предметное поле исследования и структуру современной конфликтологии.
Предназначено для слушателей Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ специальности «Государственное и муниципальное управление» специализаций «Административно-муниципальное управление» и «Управление социально-политическими процессами», а также специальности «Менеджмент».
Рецензент: Е.Н.Махмутова, кандидат психологических наук,
зав. кафедрой психологии и социологии
Литературный
редактор: Е.Р.Гильмханова
Ответственный
за выпуск: Р.Г.Абдуллина
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране конфликтология долгое время не получала признания и не развивалась. Известно, что в недавний период нашей истории в общественных науках господствовала так называемая «теория бесконфликтности», согласно которой социальные противоречия и конфликты не были присущи советскому обществу. Отсутствие достаточного опыта конструктивного разрешения социальных конфликтов, соответствующих традиций и самой культуры договорных отношений, неразработанность теории конфликтного управления в нашей стране сказываются и сейчас.
В современных условиях нестабильности развития нашего общества, столкновения социальных и экономических интересов, идеологий и позиций профессионал в области управления должен, на наш взгляд, обладать особым конфликтологическим стилем мышления или так называемой «конфликтной перспективой». Последнее подразумевает:
во-первых, понимание того факта, что в условиях трансформационного развития общества конфликты неизбежны;
во-вторых, признание справедливости позиции любого социального субъекта при отстаивании своих интересов и прав иметь также и право на конфликт (конечно, если при этом он не нарушает легитимных рамок, установленных правовым государством, и не ущемляет права и свободы третьих лиц);
в-третьих, необходимо четкое осознание того, что конфликт не является «социальным злом» по своей сути и его негативные или позитивные последствия во многом являются результатом успешности управления.
Взгляд на конфликт как на закономерный момент развития социальных систем дает возможность предвидеть последствия воздействия конфликтов на общественную жизнь, а значит, создает необходимые предпосылки для принятия адекватных управленческих решений в сложных динамичных ситуациях.
Данное издание представляет собой первую часть авторского лекционного курса, раскрывающего теоретические источники, концептуальные и институциональные основы, предметное поле исследования и структуру современной конфликтологии, и дает возможность составить представление о применяемых методологических подходах в изучении проблематики социальных конфликтов и заложить основы «конфликтологического видения» как парадигмы нового управленческого мышления.
2103(03)-2000
© БАГСУ, 2000
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
КАК НАУКА О СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ: ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
1. Истоки возникновения и развития научного знания о конфликте
Конфликтология как наука, изучающая социальные конфликты и разрабатывающая методы их предотвращения и разрешения, возникла сравнительно недавно. Но первоначальные истоки осмысления феномена конфликта как столкновения противоборствующих сил, по-видимому, восходят еще к древним мыслителям, которые пытались определить источник развития окружающего мира. Китайские философы уже в XVII-XVI вв. до н.э. видели источник движения всего существующего во взаимоотношениях присущих материи положительных (ян) и отрицательных (инь) начал. В античной Греции важное место в познании мира занимало учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр утверждал, что вещи возникают в результате беспрестанного движения апейро-на - единого материального первоначала, приводящего к выделению из него противоположностей. Благодаря вечному движению апейрона и образованию противоположностей одни миры и вещи рождаются, другие уничтожаются и во Вселенной происходит бесконечный круговорот миров и вещей, не нуждающихся ни в каком содействии богов.
Гераклит (ок. 500 - ок. 460 гг. до н.э.) пошел дальше и сделал попытку представить само движение и изменение вещей как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Следует знать, утверждал он, что борьба всеобща и что «все происходит через борьбу и по необходимости». Война (борьба), по мысли Гераклита, составляет истинную справедливость, являясь условием существования упорядоченного космоса. «Война - отец всех и царь всех: одних она явила богами, а других - людьми, одних сотворила рабами, других - свободными». Таким образом, у Гераклита находим одну из первых попыток обоснования идеи о позитивной роли конфликта для существования сложноорганизованных систем. Конфликт предстает как атрибут жизни людей, необходимое условие ее внутреннего упорядочивания. Противоборство свободных и рабов составляет гармонию полиса. При этом необязательно, чтобы это противоборство выражалось в формах открытой войны, ибо «тайная гармония лучше явной». Действуя одновременно, противоборствующие силы образуют то напряженное состояние, которым и определяется внутренняя гармония вещей - некое «динамическое согласие». В той или иной форме подобные мысли высказывали Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Полибий и др.
Подобный подход, раскрывающий динамику социальных процессов в терминах борьбы, антагонизма, соревнования и конкуренции, в новейшее время получил название «конфликтологического». Определенные предпосылки его формирования можно проследить на протяжении всей истории развития социально-философской мысли. Среди идейных родоначальников данного направления иногда называют Томаса Гоббса за его тезис о «войне всех против всех», Г.Гегеля с его учением о противоречиях и борьбе противоположностей и, конечно, К.Маркса. Однако для становления конфликтологии не менее значима и другая линия в истории социально-философской и социологической мысли, отдающая приоритет согласию и солидарности в развитии общества.
Теоретические представления, согласно которым общество должно упорядочивать жизнь своих членов через согласие, также сложились довольно давно. Вспомним «Государство» Платона, где в соответствии с тремя началами человеческой души - разумным, яростным и вожделеющим - в государственном устройстве существуют три сословия: правителей-мудрецов, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев), каждое из которых выполняет строго ограниченный ряд функций. Значимостью последних определяется место той или иной личности и группы, их положение в обществе. Построенное на «разумных началах» государство Платона - яркий пример теоретического моделирования общества без конфликтов. Все противоречия в его идеальной модели общества как бы устраняются, но путем фактического отрицания человека как свободного, творческого существа. Человек оказывается отчужденным от того основополагающего рода деятельности, который составляет смысл его бытия, его сущность.
Как справедливо заметил А.Ф.Лосев: идеальный мир Платона сам возник только как отражение все того же земного мира, и потому, после исключения всех земных несовершенств, оказался бездушной и безличностной структурой. Бесконфликтность и согласие обеспечиваются на основе тотального подчинения личности общественной организации. Здесь точно подмечен основной порок последующих социалистических проектов переустройства общества от Томаса Мюнцера, Мора и Кампанеллы до Маркса.
С иных позиций развитие идей о социальном мире и согласии прослеживается у того же Томаса Гоббса, считавшего «войну всех против всех» первоначальным, догосударственным состоянием человека, еще не достигшего гражданского состояния, и у Ж.-Ж.Руссо, напротив считавшего естественным «природным» состоянием человека мир и гармонию с природой. И.Кант выдвинул концепцию «всеобщего мира» в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане».
Сам термин согласие, или консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) был введен в научный оборот О.Контом, в сочинениях кото-
рого он имел две основные трактовки: как структурная согласованность частей социального целого и как субъективное согласие, т.е. форма социальной солидарности, особым способом связующая человечество в единый коллективный организм - «Великое существо». Без консенсуса, считал Конт, нельзя мыслить элементы социальной системы в качестве развивающихся, так как движение предполагает согласованность. На этом основании он объявил консенсус основополагающим моментом социальной статики и динамики.
Оригинальное развитие идея общественного согласия получила у Э.Дюркгейма, полагавшего доминирующей тенденцией развития общества переход от «механической» (примитивно-принудительной) солидарности в архаических обществах к «органической» (сознательно-добровольной) солидарности в современном обществе, основанной на общественном разделении труда. Разделение труда, согласно Дюркгейму, есть мирный способ решения социальных проблем. В своей программной работе «Об общественном разделении труда» он утверждал, что разделение труда скорее порождает интеграцию и солидарность, чем конфликты. Дюркгейм подметил, что борьба между предприятиями и другими социальными образованиями происходит тогда, когда они имеют «определенную одинаковую специализацию»1. Благодаря разделению труда «связываются друг с другом индивиды»2. «Чем примитивнее общество, - делает он вывод, - тем более меньшая зависимость между ними, тем слабее взаимосвязи, тем аморфнее общество»3. И если классовая борьба и аномия имеют место в современном обществе, то только потому, что последнее все еще находится в переходном состоянии и социальная справедливость не установилась.
Э. Дюркгейм рассмотрел такой источник социальной конфликтности, как аномия, которая приводит к конфликту норм как регуляторов общественной жизни. Особенно заметна роль такого рода конфликтов в обществах, в которых отсутствует органическая солидарность и которые находятся в стадии быстрых социально-экономических и политических преобразований. Последнее ведет к состоянию аномии, т.е. утраты социальными нормами и ценностями их действенного влияния на людей. Конфликт норм связан с неподчинением людей прежней ценностно-нормативной системе и утратой чувства коллективной солидарности. Углубляющееся разделение труда, по мысли Дюркгейма, усиливает ценностную ориентацию на сохранение общественного порядка, ведет к формированию договорного государства и гражданского общества.
Э.Дюркгейм. О разделении общественного трудаУ/Э.Дюркгейм. О разделении общественного труда. Метод социологии. Пер. с фр. М., 1990. С. 215.
1 Там же. С. 47.
3 Там же. С. 105.
Взгляды Дюркгейма широко используются современными теоретиками для обоснования концепций социального партнерства. Однако следует заметить, что у Дюркгейма в действительности речь идет о функциональном (профессиональном) разделении труда, а не об общественном (социально-классовом), как, например, между капиталистами и наемными рабочими, на чем делал акцент К.Маркс.
Принцип консенсуса, согласия всех слоев общества по базисным ценностям лег в основу методологии структурно-функционального анализа, получившей развитие в 50-60-х годах XX в. в западной, особенно американской, социологии. Исходя из идеи «функционального единства общества», функционалисты постулировали в качестве решающего средства его равновесия, стабильности и выживания наличие у всех членов общества единых «социокультурных ценностей» (правовых установлений, нравственных норм, религиозных заповедей и т.п.), образующих основу жизни общества и обуславливающих в конечном счете необходимую для его сохранения функциональную деятельность составляющих его элементов. Социологи, разделяющие эту позицию, склонны рассматривать конфликт как нежелательное явление, нарушающее нормальное функционирование социальной системы. Поскольку конфликт, по их мнению, не присущ системе изначально, он, как правило, быстро устраняется под действием сил самой социальной системы, возвращающих ее в состояние равновесия. Последнее происходит тем успешнее, чем более развиты социальные институты, так называемые «институты согласия», противодействующие конфликтам. Это институты, основанные на принципах разделения власти и компетенции: институт права, устанавливающий общие для всех «правила игры»; парламент, где в ходе дебатов решаются политические споры; рынок, где интересы покупателей и продавцов согласовываются посредством сделок и т.п. По мнению функционалистов, в хорошо отлаженной социальной системе должен господствовать консенсус, конфликт не находит там почвы.
Функциональный анализ по существу базируется на бесконфликтной модели общества. Такая методологическая ориентация, на наш взгляд, лишает способности не только разрабатывать теорию конфликта, но даже понять ее значение. Главное заключается в том, что как бы мы ни понимали социальный порядок, роль конфликта в нем не менее важна, чем роль консенсуса. К осознанию этого в свое время пришли Г.Зиммель, П.Сорокин, а позднее Л.Козер, Д.Рокс, Р.Дарендорф. Они исходили из того, что конфликт существует в любом обществе, на любой стадии его развития. Социальный порядок в известном смысле можно рассматривать как результат перманентного разрешения конфликта. Порядок всегда таит в себе элементы хаоса и дезорганизации, а социальное согласие — новые кон-
фликты. За согласием всегда стоит несогласие. Конечно, «общего согласия» можно добиться и репрессивными методами. Но какова социальная и человеческая цена такого «согласия»? Как точно заметил Питирим Сорокин: «Бесконфликтное состояние возможно лишь тогда, когда социальная жизнь стояла бы на одном месте и не эволюционировала».
Первым, кто предпринял попытку анализа положительных последствий конфликта для сохранения социального целого, был известный немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858-1918). Его работы «Социология конфликта» и «Конфликт» признаны классическими в области конфликтологии и социологии конфликта. Г.Зиммель впервые ввел сам термин «социология конфликта», открыв тем самым целое направление в социологии. Зиммеля иногда называют «Фрейдом социологии», оценивая значимость его фигуры в социологии конфликта так же высоко, как роль З.Фрейда в некоторых разделах психологии. Зиммель определил конфликт как одну из универсальных «чистых форм» социального общения и взаимодействия, рассматривая его как некую внеисторическую и неизменную структуру в отношениях людей. К таким «чистым формам» он относил также конкуренцию, сотрудничество, договор, авторитет, подчинение и ряд других отношений. Зиммель указывает на конфликт как на одну из «форм социализации», содействующей сближению и объединению людей, способствующей интеграции социальных структур и развитию общественных связей. «Действительно, - замечает Зиммель, - причинами конфликта являются диссоциирующие элементы - ненависть и зависть, нужда и желание. Однако если из этих элементов однажды вспыхнул конфликт, то он на деле служит способом удаления дуализма и достижения какой-то формы единства даже посредством уничтожения одной из сторон.
...Сам по себе конфликт есть разрешение напряжения между противоположностями» '.
Высказанные им идеи прослеживаются во многих современных концепциях конфликта. Формальный метод Зиммеля оказал большое влияние на постановку задачи создания так называемой «общей теории конфликта», ориентируя исследователей на выделение и описание наиболее общих, формальных признаков конфликта.
Резюмируя основополагающие идеи, сформированные в предшествующих теориях общественного развития, следует выделить те из них, которые сохраняют свою актуальность для современных теорий социального конфликта.
Во-первых, это убеждение, что существование общества без конфликтов невозможно, что конфликт - это неотъемлемая часть бытия чело-
1 G.Simmel. The sociology of conflict//The American journal of sociology. January, 1904. P. 490.
века и общества, одна из главных движущих сил общественного развития. С этим положением связано и следующее утверждение, что конфликт - это не «дисфункция», не аномалия, а одна из норм отношений между людьми в обществе, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальному напряжению, порождая социальные изменения. Наряду с другими социальными теориями конфликтология формирует современную парадигму социального мира, основанного на конфликтном, динамичном согласии.
2. Концепции природы конфликта
С точки зрения фундаментальной теории конфликта одна из ее наиболее важных проблем заключается в уяснении природы конфликта. Раскрыть его природу, значит ответить на вопрос: что является главным источником конфликта в обществе?
Становление современных теорий конфликта можно отнести к концу XIX — началу XX вв., когда появились первые концепции конфликта, объясняющие его природу. Возникновение на рубеже веков так называемой «школы конфликта» было связано с кризисом «организмического» направления Конта - Спенсера в социологии. В основе последнего лежали представления об обществе как биологическом организме, все части и элементы которого взаимосвязаны и функционально необходимы, так что классовая борьба и другие социальные конфликты в обществе рассматривались как нарушения деятельности этого организма, аномалия в общественных отношениях.
Первую из таких альтернативных концепций можно назвать социо-биологической, она исходит из того постулата, что конфликт и борьба присущи человеку, как и всем животным. Приверженцы этого подхода опираются на теорию «естественного отбора и борьбы за существование» Чарльза Дарвина, выводя отсюда идею о «естественной агрессивности» человека, которая и проявляется в разного рода конфликтах. «Борьба за существование», по их мнению, обусловлена стихийным стремлением людей к самосохранению и накоплению жизненных ресурсов (богатства). Отсюда делался вывод о «естественном» желании одних рас и народов подчинять себе другие и господствовать над ними, что объявляется «верховным законом общественной эволюции».
В противоположность идеям всеобщего мира и согласия у так называемых «органицистов», теоретики социал-дарвинизма отводили конфликтам и войнам решающую роль в историческом развитии человечества. Они полагали, что конфликтные столкновения людей, особенно войны, укрепляют социальные структуры, способствуют их развитию и являются ис-
точником политической власти. Таким образом, здесь уже намечается формирование идей о «позитивной функциональности» конфликтов и их принципиальной неизбежности в общественной жизни. Таковы взгляды на конфликт австрийских социологов Людвига Гумпловича и Густова Рат-ценхофера, основателей социологии в США Уильяма Самнера и Альбиона Смолла.
Гумплович в работе «Расовая борьба» (1883 г.) ввел понятие «этноцентризм», впоследствии разрабатывавшееся Самнером и вошедшее в понятийный аппарат современной социологии и политологии. При объяснении источников этноцентризма и конфликтности между этногруппами Л.Гумплович исходил из гипотезы полигенизма, предполагающей происхождение человека от множества биологически независимых друг от друга приматов, что обусловило, по его убеждению, первоначальное образование разнородных этнических групп. Родство и различие по крови находит соответствующее выражение в психике — в бессознательных чувствах взаимного тяготения сородичей и привязанности к «своим», непримиримости и ненависти к чужакам. Сфера бессознательного сообщает этногруппам стихийные импульсы к самосохранению и увеличению собственного благосостояния и, как следствие, стремление к подчинению себе других групп и господству над ними. Из их взаимодействия, носящего главным образом характер непримиримой борьбы, и складывается всемирно-исторический процесс развития общества.
В условиях кризиса идеологии, аморфности общенациональной идеи в нашей стране, некоторыми радикальными политическими движениями и группами реанимируются концепции, которые искажают социальную природу человека, оправдывают агрессивное и асоциальное поведение, стремление к безудержному обогащению и культ силы. Важно уметь видеть скрытую основу радикальных доктрин и компетентно оппонировать ошибочным или даже вредным теориям. Преувеличение роли борьбы в обществе как главной движущей силы истории отодвигает на второй план значение таких фундаментальных факторов, как разделение и кооперация труда в обществе, торговля и экономическая интеграция, развитие науки и искусства, способствующих расширению социальных связей и согласованию интересов народов.
Следующая точка зрения на природу конфликта в обществе может быть названа классовой. Для нее также характерно преувеличение роли борьбы в истории, но в отличие от предыдущей концепции источник конфликта усматривается в «порочном» устройстве самого общества, благодаря которому одни имеют возможность присваивать результаты труда других. Согласно этой точке зрения социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой. Конфликтность
как бы изначально заложена в такого рода обществах вследствие социального неравенства и различия положений социальных классов в системе общественного разделения труда. Среди основателей и представителей классовой теории конфликта следует назвать прежде всего К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина, а также немецко-американского социолога и философа Герберта Маркузе (в свое время популярного идеолога леворадикального движения), американского социолога Чарльза Райта Миллса (так же одного из идеологов движения «новых левых»).
К.Маркс понимал конфликт как крайнюю форму обострения социальных противоречий. Конфликт в обществе предстает как конфронтация больших социальных групп, классов. Главная борьба между ними ведется по поводу производства и отношений собственности. Конечно, только этим она не исчерпывается. Но в основе разнообразных конфликтов, проявляющихся в разных сферах общества и на разных его уровнях, лежит все тот же классовый конфликт между наемным трудом и капиталом. Классовый конфликт, по мысли Маркса, заложен в само основание капиталистического общества. Отсюда К.Маркса иногда называют создателем «теории фундаментальных структурных противоположностей».
Теоретики данного направления сосредоточивают свое внимание на фундаментальных противоречиях, выражающихся в несовпадении интересов тех или иных социальных сил. Социальный конфликт при этом рассматривается как необходимое условие революционного изменения общества. Неизбежное при этом насилие оправдывается как «повивальная бабка истории», фактор, ускоряющий развитие общества, устраняющий препятствия для создания справедливого бесклассового общества, в котором уже не будет основы для социальных конфликтов.
С сегодняшних позиций наиболее уязвимым в марксистской теории является представление о классах как носителях антагонистических интересов, столкновение которых неизбежно приводит к революциям. История России показала, какого качества социальная система рождается из общества с освобожденным насилием одного класса над другим. Трудно не согласиться с Ральфом Дарендорфом, который назвал революции «меланхолическими моментами истории. Короткая вспышка надежды остается утопленной в страданиях и разочарованиях». Однако заметим, что марксистская концепция классов и классовой борьбы (с некоторыми существенными оговорками) и теперь вполне может служить основой для определения истоков и сущности крупномасштабных социальных конфликтов. Напомним, что Маркс исходил из такой теории общественного производ-
R.Dahrendorf. The modern Social Conflict. An Essay on the Politics of Liberty. N.Y., 1988.
ства, согласно которой господствующий класс владеет средствами производства и вследствие этого осуществляет полный контроль над обществом. Для переходных обществ, к которым относят Россию, такая ситуация не является исключительной.
Представляется достаточно утопичным утверждение о том, что можно построить бесклассовое, а значит, и бесконфликтное общество. История показала, что в экономически развитых обществах принципиально меняется и характер формирования социальной структуры. Причем речь идет не о каких-то частичных сдвигах, а об изменениях базисных основ социальной организации. Уже с наступлением индустриальной эпохи закономерность смены социальных структур, отмеченная Марксом, исчерпала себя. Общество начало переходить в качественно новое состояние, приобретать все более открытый, динамичный характер. Открытость выражается в стирании жестких границ между элементами социальной структуры, ее усложнении. На смену классам, в основе разделения на которые лежал фактор собственности, приходят многочисленные и мобильные социально-профессиональные группы или «страты», сменяется система критериев, определяющих их общественное положение: профессия, образование, квалификация и т.п. Последнее привело к своеобразному раздроблению классового конфликта на множество конфликтных сегментов в социальной структуре. Сегментация социальных конфликтов явилась дополнительным фактором стабилизации общественной организации в противовес ее фронтальному расколу.
В качестве альтернативы теориям структурного функционализма (Т.Парсонс, Р.Мертон), с одной стороны, и марксистским теориям классовой борьбы, с другой, в 50-х гг. XX в. сложились конфликтологические теории, которые можно охарактеризовать как неофункционалистские, обосновывающие идею функциональности конфликта в обществе. В противоположность теориям структурного функционализма, выносившим конфликт за рамки социологического анализа как некий побочный для функционирования социальной системы эффект, возникающий в результате временного ее рассогласования, последние акцентировали внимание на конфликте как на атрибутивном элементе социальной жизни. Ведущими идеологами этого направления явились американский социолог Льюис Козер (концепция «позитивно-функционального конфликта»), немецкий социолог и политолог Ральф Дарендорф («конфликтная модель общества»), американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг («общая теория конфликта»), английский социолог Р.Коллинз («конфликтная социология»), ЛКрисберг («социология социальных конфликтов»).
Исходя из положения Г.Зиммеля о том, что «конфликт есть форма социализации», Л.Козер обосновывает идею функциональности конфликта
наряду с кооперацией и сотрудничеством, доказывая, что конфликт в конечном итоге служит интеграции и стабилизации общества. По его мнению, решение проблемы социального согласия и устойчивого развития общественной системы не исключает, а напротив, вполне допускает признание социальных конфликтов как формы выражения несовпадения интересов социальных групп. Консенсуса по базисным ценностям вполне достаточно для сохранения социальной системы. Козер показал, что хотя социальные конфликты и нарушают целостность социальной системы и нередко приводят к дезинтеграции отдельных институтов, но в целом они делают социальную структуру более гибкой и подвижной. В социальной структуре любого типа, считает Козер, всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку постоянно существует конкуренция по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти. Станет ли конфликт средством стабилизации отношений в обществе или окажется чреватым социальным взрывом зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой развивается конфликт. Социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения антагонистических притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтных ситуаций. Л.Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с «равновесно-интегративной» теорией общества и консенсусным принципом структурного функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и станет чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако в середине 60-х гг. Ральф Дарендорф выступил с обоснованием новой теории социального конфликта, получившей название «конфликтной модели общества». Одна из первых работ Р.Дарендорфа «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», где нашли место вышеизложенные взгляды, получила в середине 60-х гг. широкое признание в западной социологии.
Так называемая «диалектическая теория конфликта» Дарендорфа ориентирована на динамическое объяснение процессов социального изменения, то есть через одновременную дезинтеграцию и интеграцию, в противоположность точке зрения, описывающей изменения в социальной системе как стремление к равновесию. Р.Дарендорф, верифицируя исходные постулаты функционализма, противопоставил свой подход общественной парадигме Т.Парсонса, характеризуя ее как по сути своей статичную (см. таблицу 1).
1 Л.А.Козер. Функции социального конфликта/УСоциальный конфликт: современные исследования. М., 1991. С. 22-23.
Таблица 1
модель |
Равновесная (Т.Парсонс) |