Раздел 4. Язык как системно-структурное образование

ТЕМА 11. Понятие системы и структуры языка.

71. … - это множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство и целостность.

- Уровни языка

- Структура языка

- Иерархия языка

- Синхрония и диахрония

– Система языка

72. … - это система словоформ, образующих одну лексему, … - это слова, группа слов, целые предложения, тесно связанные по смыслу и выражающие одно понятие в данном контексте и данной ситуации.

– Синтагма

– Парадигма

- Текст

- Сверхфразовое единство

- Грамматические категории

73. … - это обобщение свойств, характерных для группы слов с отвлеченным от лексических значений слов.

– Грамматическое значение

- Словоформа

- Конверсия

- Грамматические категории

74. … иллюстрировал важность грамматической структуры с несуществующими словами: «Глокая куздра штеко будманула бокра и кудрячит бокрёнка».

- Бодуэн де Куртенэ

- А.А.Потебня

- Л.В.Щерба

- Фердинанд де Соссюр

- В.Гумбольдт

75. … - это минимальный лингвистический знак, то есть единица языка, в которой за фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы, не употребляется самостоятельно.

- Фонема

– Морфема

- Слог

- Звук

76. Основные особенности грамматического строя:

– Устойчивость

– Абстракция (обобщение)

- Отвлечение от лексических значений

- Грамматические категории

77. Планом содержания языка является:

– Семантика

- Синтаксис

- Морфология

78. Слоги типа «ма», «би», «дзу» относятся к:

- Интровертным

- Звонким

– Открытым

79. Аффиксы, стоящие перед корнем слова, называются:

- Инфиксами

- Суффиксами

– Префиксами

80. Повторение в слове корня, основе или повторение всего слова называется:

- Словосложением

– Редуплексацией

- Стяжением

81. Фонема является:

- Музыкальным звуком

– Смыслоразличающим звуком

- Особенностью индивидуального произношения

82. Фонология, грамматика, лексика являются:

- Отдельными науками

– Языковыми уровнями

- Элементами речи

83. Слова: над-, завтра состоят из:

– Одной морфемы

- Двух морфем

- Трех морфем

84. Слово «кулачьё» состоит из:

- Двух морфем

– Трех морфем

- Одной морфемы

85. … - это морфема, имеющая вещественное значение, общая часть всех родственных слов:

– корень

- аффиксы

- префиксы

- инфиксы

- суффиксы

86. Специфической особенностью флексии является:

– Служит для связи слов в словосочетания и предложения

- Употребляется для образования новых слов

– Служит для образования новых форм

87. Супплетивизм – это …

– Грамматические формы выражаются разнокоренными словами (человек – люди; брать – взять; хорошо – лучше)

- Полное или частичное удвоение основы (мама, баба, длинный-длинный)

88. Нулевая морфема (морфема без морфа) в словах:

– Стол

– Стул

- Рука

- Брать

89. Образование новых слов и форм служит … в словах: ру/ки – руки/, го /ловы – головы/, во/ды – воды/, разре/зать – разреза/ть, за/мок – замо/к, по/лки – полки/

– Ударение

- Флексия

- Инфикс

- Конверсия

90. Согласно … принципу при классификации слов по частям речи принимается во внимание не конкретное, а обобщенное значение слов

- Морфологический принцип

– Лексико-семантический принцип

- Синтаксический прннцип

- Словообразовательный принцип

91. Согласно … при отнесении конкретных слов к одной из частей речи учитываются особенности способов формообразования и словообразования этих слов, а также грамматические категории:

- Лексико-семантический принцип

- Синтаксический принцип

– Морфологический принцип

- Словообразовательный принцип

92. Грамматические категории – это…

– Род

– Число

– Падеж

– Время

– Вид

- Предложение

93. … выражает связи и отношения между предметами, качествами и явлениями объективной действительности:

– категория падежа

- категория рода

- категория наклонения

94. Категория падежа свойственна:

– Существительным

- Глаголам

– Числительным

- Наречиям

95. Средствами сочинительной связи являются:

– Сочинительные союзы

– Интонация

- Флексия

- Предлоги

- Подчинительные союзы

- Порядок слов

96. … - это грамматически организованная, интонационно замкнутая и законченная по смыслу единица языка.

- сверхфразовая единица

- сложно-синтаксическое целое

- словосочетание

– предложение

- текст

97. … - это совокупность гласных звуков,... - это совокупность согласных звуков.

– Вокализм

– Консонантизм

- Назализация

- Лабиализация

98. … - это явление звучащей речи, накладываемое на потоки звуков – это … и …

– интонация

– ударение

– просодия

- такт

- тон

- слог

99. … - это мелодика, темп, ритм, интенсивность, паузы.

- Ударение

– Интонация

- Просодия

- Рекурсия

100. … - это выделение фонетическими средствами одного из слогов в составе группы слогов.

– Ударение

- Такт

- Аккомодация

- Ассимиляция

101. … - это особый вид письма, применяемый для наиболее точной передачи звучания.

- Транслитерация

– Тракнскрипция

- Диссимиляция

102. … - это раздел языкознания, изучающий звуки речи как средства различения звуковой стороны морфем, слов, форм слов.

- Фонетика

– Фонология

- Фонема

103. … - это минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значения единиц языка: морфем, слов (А.А. Реформатский)

- слог

- слово

– фонема

- звук

- аллофоны

104. … - это частичное приспособление артикуляций соседних звуков.

– Аккомодация

- Ассимиляция

- Редукция

105. … - это уподобление одного звука другому

- диссимиляция

– ассимиляция

- метатеза

- диэреза

106. … - это расподобление звуков, из звуковой оболочки слова устраняется повторение одинаковых или близких по артикуляции звуков.

– Диссимиляция

- Ассимиляция

- Редукция

- Гаплология

107. … - это ослабление слогообразующего звука в безударных слогах.

- Эпентеза

- Ассимиляция

– Редукция

- Метатеза

108. Перенос названия одного предмета на другой по сходству признаков называется:

- Метафорой

– Метонимией

- Эмфазой

109. Омонимы – это:

– Разные слова с одним и тем же звуковым составом

- Слова одинаковые по значению

- Слова противоположные по значению

110. Этимология – это:

- Учение о звуках речи

- Учение о значении слов

– Учение о происхождении слов

111. Опущение в речи слов, которые подразумеваются из контекста, называется:

– Эллипсисом

- Синекдохой

- Метатезой

112. Полисемия – это:

– Многозначность слов

- Совпадение слов по значению

- Различение слов по значению.

113. Эвфемизмы – это слова, употребляемые:

– Вместо слов, запрещенных в обществе

- Для выделения смысла

- Вместо общеупотребительных слов

114. … - это перестановка звуков в звуковой оболочке слова

– метатеза

- диэреза

- эпентеза

115. … - это выпадение одного из слогов в слове, совпадающего по звучанию с другим.

– Гаплология

- Метатеза

- Редукция

- Ассимиляция

116. … - это устранение из звуковой оболочки слова тех или иных звуков.

– Диэреза

- Эпентеза

- Метатеза

117. … - это прибавление к слову какого-либо звука

– эпентеза

- редукция

- гаплология

- метатеза

118. Речевая деятельность - это …, …, …, ….

- Тексты

– Чтение

– Говорение

– Аудирование

– Письмо

119. Продукты речевой деятельности – это …

– Тексты

- Слова

- Предложения

120. Единицы языка – это постоянные, устойчивые, повторяющиеся, которые делятся на …, …, ….

– Номинативные

– Предикативные

- Строевые

- Синтаксические

- Лексические

121. Категории языка образуются на основе одного признака, имеющего семантический характер (категориальный признак)

– Время, вид глагола, падеж, род…

- Предложение

- Сверхфразовое единство

122. К уровням языковой системы не относится:

- Фонолого-фонемный

- Морфологический

- Лексический

- Синтаксический

– Когнитивный

123. Единицей фонетического уровня является …, морфологического - …, лексического - …, синтаксического - …

- Морфема

- Фонема

- Лексема

- Словосочетание

124. При реализации в речи (актуализация системы языка) единицы языковых уровней становятся коммуникативными: актуализация фонемы - …, морфемы - …, лексемы - …, синтаксической схемы сочетания - ….

- Звук

- Морф

- Словоформа

- Словосочетание

125. Внутренние языковые отношения – это…

– Парадигматика

– Иерархия

– Синтагматика

- Языковые уровни

- Категории

126. Отношения между языковыми единицами, которые могут занять место друг друга в одной и той же позиции называются …

– Синтагматическими отношениями

- Парадигматическими отношениями

127. Парадигмы образуют:

– Формы спряжения глаголов

– Формы падежных изменений

- Ударение

128. Синтагматические отношения – это…

- Построение речи по определенным моделям

– Линейные отношения между языковыми единицами

129. Лексико-грамматическая синтагма – это …

– Устойчивые словосочетания, где избранная словоформа определяет форму других словоформ

- Отношения между словом-стимулом и словами, вызываемыми в языковом сознании человека при предъявлении ему слова-стимула.

130. Синхрония – это …, диахрония – это…

- Это ось последовательности во времени, на которой располагаются разные по времени состояния языка(2)

- Это ось одновременности в системе языка, то есть состояние языка на данный момент времени.(1)

131. Лексикологические особенности отдельного слова – это…

– Единство двух сторон – материальной (звуковой) и идеальной (смысловой)

– Грамматическое оформление

- Денотативная системность

- Сигнификативная системность

132. Термины …, …, …

- Полисемичны

– Моносемичны

– Могут быть одно – многословны

- Источником терминов могут быть мертвые языки

133. Термин – это…

– Это единица специальной лексики (слово или словосочетание), закрепленная за конкретным понятием в системе специальной области человеческой деятельности, имеющая дефиницию

- Лексика, обозначающая предметы специальной области деятельности и выражающая специальные понятия о них, имеющая ограниченное употребление в рамках данного профессионального коллектива.

134. Лексический уровень языка образует слова. Слово – это …

– Наименьшая значимая единица языка, свободно воспроизводимая в высказываниях (Б.Н.Головин)

- Фонема, которая позволяет различать значимые единицы языка

- Морфема – минимальная значимая единица языка, которая воспроизводится в слове

135. Слово - это…

– Языковая знаковая единица

- Общее представление о предмете

– Психический (слуховой, визуальный) образ словесного знака

136. К иерархичности в системной организации лексических значений не относится:

– Слова, выражающие понятия родового уровня (гиперонимы)

– Слова, выражающие понятия видового уровня (гипонимы)

- Слова с частичным звуковым сходством при их семантическом различии (паронимы)

137. Внутренняя форма слова – это …

– Яркий, «бросающийся в глаза» признак предмета, лежащий в основе наименования

- Значение слова направлено на всю вещь (явление)

138. Этимология – это…

- Учение о звуках речи

- Значение слов

– Учение о происхождении слов

- Учение о произношении

139. Народная (ложная) этимология – это…

– Выявление утраченной внутренней формы слова путем случайного, чисто внешнего сближения с известными словами (например: «поликлиника»)

- Учение о происхождении слов

140. Термины в отличие от специальной лексики выражают…

– Научные понятия

– Закрепляются нормативно (в ГОСТах)

- Обладают экспрессивно-эмоциональной окраской

– Имеют дефиницию

141. Внешняя форма слова и внутренняя форма слова..

– Это «представленные в слове внеязычного содержания» (А.А.Потебня), признак, положенный в основу названия и выступающий «смысловым знаком» значения слова

- Звук как знак знака

142. К языковому знаку не относится:

– Предмет (или явление), находящийся в интерпретируемой человеком причинно-следственной, пространно-временной и иной связи с другим предметом или явлением

- Универсальная система знаков, первичная по отношению ко всем другим человеческим знакам

143. Оморфемы – это..

– Везти (инф) – вести (инф)

- До дела ли – доделали

- Помаши нам – по машинам

144. К синонимам не относятся следующие слова:

- Любой ценой – во что бы то ни стало

- Рано – ни свет ни заря

- Лоб – чело

– Летать – ползать

145. Эвфемизмы – это…

- Языковой запрет

– Смягченное слово или словосочетание

- Словосочетание, заключающее в себе скрытый смысл

146. Эвфемизм в следующих сочетаниях:

- Чернобыльская катастрофа

- Чернобыльская авария

– Чернобыльское событие

147. … - совпадение по звучанию слов, имеющих совершенно различные значения:

– омонимы

- антонимы

- паронимы

148. Полисемия – это…

- Слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению

- Слова, различающиеся по грамматическому значению

– Способность одного и того же слова одновременно обладать несколькими взаимосвязанными значениями

149. К лексическому уровню относится

- Фонема

- Словосочетание

– Паронимы

- Предложение

150. Лексические омонимы:

– Блок (механизм) – блок (группировка)

- Жгут (существительное) – жгут (глагол)

- Душ (именительный падеж, единственное число, мужской род) – душ (множественное число, родительный падеж от существительного женского рода «душа»)

151. Антонимами являются:

- Летать и ползать

– «Рожденный ползать – летать не может»

152. Свойством фразеологизма является:

- Воспроизводимость

- Полисемичность

– Устойчивость

153. Фразеологические сращения – это «……», фразеологические единства – это «……», фразеологические сочетания – это «…»

- Собаку съел(1)

- Бить баклуши(1)

- Выйти сухим из воды(2)

- Делать из мухи слона(2)

- Расквасить нос(3)

- Окладистая борода(3)

154. Паронимы – это …

- Легкий (груз) – тяжелый (груз)

- Легкий (вопрос) – трудный (вопрос)

– Дружный – дружественный

– Бродяжий – бродячий

– Командированный – командировочный

155. Историзмы – это …

– Слова, которые обозначают предметы и явления, свойственные той или иной эпохе, и которые вышли из употребления в связи с исчезновением самих предметов и явлений

- Слова, вышедшие из массового употребления в результате замены их синонимами

- Слова, которые обозначают предметы и явления, существующие в настоящее время, но они получили иное название

156. … - это слова, которые служат для обозначения вновь возникших понятий, предметов и явлений

- паронимы

– неологизмы

- кальки

ТЕМА 12. Язык как система знаков.

157. Компоненты, образующие семантический треугольник:

- Предмет действительности

- Фонетическая оболочка

– Все вышеперечисленное

158. Семиотика – это наука, изучающая…

– Системы знаков

- Отношения между знаками

- Отношения между знаками и теми, кто использует эти знаки.

159. К термину «понятие» (по Ф. де Соссюру) относится дефиниция:

- Предмет или явление, к которому относится знак

– Обобщенный, схематический образ предмета в нашем сознании

160. Акустический образ (по Ф. де Соссюру) – это…

– Звуковой идеальный эквивалент звука в нашем сознании

- Означаемое

161. Знаковая теория языка предполагает 4 компонента процесса обозначения в следующей последовательности:

- Понятие(2)

- Денотат(1)

- Акустический образ(3)

- Воплощение знака(4)

162. Языковой знак, по Ф. де Соссюру – это …

– Двусторонняя психическая сущность, состоящая из означаемого означающего

– Совокупность понятия и образа

163. Отличия языковой знаковой системы от других знаковых систем следующие:

– Язык является универсальной системой обозначения многообразия объективного и субъективного мира

- Одному знаку соответствует одно значение

– Многочисленность и многообразие знаков (звуки, буквы, морфемы, слова, словосочетания, многозначность…)

– Недопустимость произвольного изменения знаков

– Реализуют несколько функций (общения, обобщения, наименования, воздействия

164. К характеристике языковой знаковой единицы не относится:

- Знаки языка имеют материальную форму существования

- Знаки языка имеют графическую и акустическую форму существования

– Мотивированность знака

- Одному знаку соответствует одно значение

165. Семиозис, или …, рассматривается … в трех основных планах – в …, в …, в …

– Функционирование

– Семиотика

– Семантика

- Синтактика

- Прагматика(3)

166. Основной функцией языковой системы является …, которая реализуется через …, и ….

- Коммуникативно-познавательная

- План выражения (собственно знак)

- План содержания (идеальная сторона языковой знаковой единицы

167. Ф. де Соссюр предложил заменить термины «понятие» и «акустический образ» на:

- Изучаемое

– Означаемое

- Изучающее

– Означающее

168. К лингвистической концепции Ф. де Соссюра не имеет отношения положение:

- Язык и речь

- Язык как система

- Синхроническая и диахроническая лингвистика

– Когнитивная лингвистика

169. Трихотомия «язык – речь – речевая деятельность» была предложена

- В. Гумбольдтом

- Бодуэном де Куртенэ

– Ф. де Соссюром

170. Автор «Курса общей лингвистики»

- Бодуэн де Куртенэ

- Э. Сепир

- Гумбольдт

– Ф. де Соссюр

171. Гипотеза Сепира – Уорфа – это …

- Учение о лингвистическом знаке

– Концепция, согласно которой структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: