Группа 312

Вопросы для консультации по Муниципальному праву.

Организационные вопросы.

1. Какой порядок принятия экзамена? Сколько человек сначала заходит, сколько времени на подготовку?

Порядок традиционный. Заходят пятеро-шестеро. На подготовку 5-10 минут. Отвечаем по одному.

2. Можно ли будет вытянуть второй билет?

Это для чего?! Не практикуется.

ОБЩИЕ МОМЕНТЫ. По вопросам, начинающимся со слов «насколько подробно и хорошо необходимо знать…», могу сказать следующее. Знать нужно настолько хорошо и подробно насколько хорошо и подробно эти вопросы освещались на лекциях, обсуждались на семинарах, рассматривались в учебнике. Так что говорить буду о базовом объеме знаний, который нужно продемонстрировать.

Вопросы по билетам.

1. Насколько подробно необходимо знать вопросы 4-6 (история муниципального права)? Обязательно ли запоминать все даты?

Полагаю, что «все даты» понятие растяжимое. Минимально необходимый набор по датам, если говорить по досоветской истории – это основные вехи: губная реформа Ивана IV, петровские преобразования, екатерининские, даты земской и городской реформ и контрреформ.

Конечно, необходимо уметь прокомментировать основные исторические этапы в развитии МСУ. Ну а по земской реформе – понимать цели/задачи, знать содержание, оценить результаты.

По советскому периоду необходимо сделать упор на принципы организации советской власти (мы разбирали):

- организация советов на началах единства и полновластия (отрицание принципа разделения властей);

- демократический централизм;

- двойное подчинение (кому исполкомы подчинялись «по горизонтали» и кому «по вертикали»?).

По новейшей истории знать, когда положения о МСУ появляются в Конституции, знать даты принятия первых союзного и российского законов о МСУ. Ну и, конечно, более подробно остановиться на 154-ом ФЗ 1995 года. Сравнить его со 131-ым ФЗ. Тем более, что такой вопрос есть в билетах.

2. Насколько подробно необходимо знать вопросы 53-62 (полномочия органов местного самоуправления)? Нужно ли называть все специальные акты, которые хоть как-то затрагивают полномочия органов местного самоуправления в той или иной сфере?

Вопросы 54 и 62, очевидно, выделяются в рассматриваемом блоке вопросов. Эти вопросы, безусловно, требуют глубокого понимания. Их прокомментирую:

1. Вопрос 54. «Разграничение полномочий в муниципальном праве»:

В данном случае понятие «полномочия» трактуется широко, ближе к понятию компетенция (которая включает предметы ведения и полномочия). Необходимо понимать, что разграничение полномочий в муниципальном праве осуществляется, как минимум, по трем направлениям:

1) Разграничение полномочий между уровнями публичной власти, т.е. разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Нужно помнить, что 131-й ФЗ принимался как раз в рамках реформы по разграничению полномочий. Цель состояла в том, чтобы четко определить и разграничить ответственность, доходы и расходы всех уровней власти;

2) Разграничение полномочий между различными видами муниципальных образований. Осуществляется в форме закрепления в Законе закрытых перечней вопросов местного значения. И здесь можно говорить о том, что такое вопросы местного значения.

3) Разграничение полномочий в системе органов местного самоуправления каждого отдельно взятого муниципального образования. Как распределяются полномочия между представительными и исполнительно-распорядительным органом МСУ?

2. Вопрос 62. «Порядок наделения органов МСУ отдельными государственными полномочиями».

Нужно знать основные принципы делегирования полномочий:

1) Полномочия могут быть переданы органам МСУ только законом (федеральным законом или, что значительно чаще законом субъекта РФ).

2) Органы государственной власти должны обеспечить достаточную материальную и финансовую базу для осуществления указанных полномочий (для этого передается имущество и денежные средства в форме субвенций).

3) Органы государственной власти вправе издавать обязательные для исполнения предписания, регламентирующие порядок осуществления государственных полномочий;

4) Органы государственной власти осуществляют административный контроль за реализацией делегированных полномочий.

Конечно, нужно уметь объяснить, чем отдельные государственные полномочия отличаются от вопросов местного значения:

- в отличие от вопросов местного значения они не прописаны в 131-ом ФЗ;

- различный порядок финансирования;

- низкий уровень самостоятельности органов местного самоуправления при реализации государственных полномочий.

3. По вопросам 53, 55-61 необходимо дать характеристику содержания полномочия. В учебнике эти вопросы доступно изложены. Ключевые акты, как, к примеру, Градостроительный кодекс и т.п. знать нужно. В учебнике все они перечислены. Если знаете дополнительные отраслевые акты – большой плюс.

3. На какие моменты стоит обратить внимание в вопросе 45?

Вопрос нужно раскрыть в пределах содержания статьи 75 ФЗ № 131-ФЗ. В каких случаях полномочия органов МСУ осуществляются органами государственной власти, в каких случаях вводится временная финансовая администрация? Кто принимает решение?

4. На какие моменты стоит обратить внимание в вопросе 51?

Очень просто. Что такое «компетенция» вообще. Из чего она складывается у органов МСУ: вопросы местного значения, делегированные полномочия, а также полномочия органов МСУ, установленные 131-ым ФЗ и уставами. Ну и дальше характеристика этих элементов компетенции.

5. На какие моменты стоит обратить внимание в вопросе 54?

См.: вопрос 2.

6. Какие Постановления КС, Указы Президента, Постановления Правительства нужно обязательно знать?

Постановления КС достаточно знать те, которые мы рассматривали на семинарах. Дополнительный материал приветствуется. По указам и постановлениям: Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008…, отменившее похожее распоряжение 1313.

7. На какие моменты стоит обратить внимание в вопросах 73-76 (ответственность, общественный контроль, оценка эффективности)?

Вопросы разные принципиально.

Коротко:

1) Общественный контроль. В первую очередь отзыв, ежегодные отчеты главы местной администрации и главы муниципального образования перед населением, публичные слушания, открытость и публичность (по общему правилу) заседаний представительного органа, общественные советы при органах МСУ и т.п.

2) Ответственность:

- перед населением (отзыв);

- перед государством (знать процедуру: ответственность представительного органа, ответственность главы – сколько судебных решений? Какие органы государственной власти участвуют?);

- удаление главы муниципального образования в отставку (статья 74.1, Кто принимает решение? Обратите внимание, что суд не участвует в процедуре).

3) 74-ый вопрос по УПК и учебнику.

4) Оценка эффективности:

Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008…, отменившее сходное распоряжение 1313.

Дать общий анализ. Прокомментировать: позволяют ли утвержденные перечни реально оценить работу органов местного самоуправления?

8. В чем принципиальная разница между вопросами 9 и 10? Про что нужно рассказать в каждом из этих вопросов?

На семинарах мы это все обсуждали. Тем не менее, напомню.

9 вопрос предполагает в первую очередь анализ содержания статьи 12 Конституции. Вспомним, какая теоретическая модель местного самоуправления реализована в словах «признается местное самоуправление» (мы разбирали). Ну и нужно дать общую характеристику конституционным принципам местного самоуправления.

10 вопрос предполагает в первую очередь акцент на том, где структурно в Конституции размещены нормы о МСУ. Какие гарантии дает закрепление института МСУ именно в главе «Основы конституционного строя»? Конечно, нужно сказать о том, что именно Конституция о МСУ говорит.

И в 9 и в 10 вопросе также нужно дать оценку подходу к правовому регулированию МСУ в Конституции.

9. Могут ли на экзамене быть заданы вопросы, которых нет в перечне? Например, надо ли учить материал по муниципальному заказу, выравниванию уровня бюджета и т.д.?

Не могу согласиться, что вопросов таких в перечне нет. Муниципальный заказ и выравнивание – элементы экономической основы местного самоуправления. Про выравнивание очень важно рассказать в вопросах 63, 65, 66.

10. Насколько хорошо необходимо знать нормативную базу по каждому вопросу? Нужно ли запоминать реквизиты специальных актов?

Вот этот вопрос оставлю без комментария. Убеждена, что студенты юридического факультета Московского университета прекрасно понимают насколько хорошо необходимо знать нормативную базу))

Друзья!


Хочу отметить, что в течения полугодия ваша группа демонстрировала высокий уровень подготовки. Надеюсь, что на экзамене будет то же самое.

С пожеланием успехов,

Ежукова О.А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: