Введение. Конфликтология представляет собой отдельную область науч­ного знания

Конфликтология представляет собой отдельную область науч­ного знания. У нее свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конф­ликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на дости­жения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно отно­сится к ее предмету.

Имея изначально комплексный характер, конфликтология на­ходится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изуче­ние, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и обществе, способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их решения.

Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распрост­раненным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без кон­фликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию отно­сительно совместных дел, частных и общих интересов, норм пове­дения.

Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосред­ственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких фор­мах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, ов­ладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них научиться правильно вести себя в конф­ликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обяза­тельно, как умение читать и писать.

Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с ее теоретическим значением. Эта область науки реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их про­филактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентиро­ваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные реше­ния в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные


способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовле­ченных в конфликтное противоборство.

Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизненных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем. Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конф­ликтов и вместе с тем сводить к минимуму их негативные послед­ствия.

Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназ­начение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.

Научный подход предполагает системно организованные, прин­ципиально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае — о конфликтах), ориентацию на по­знание закономерностей реального мира и постижение объектив­ной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструк­тивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедрение новых проектов. На­учное управление социальными процессами, в том числе и регули­рование конфликтов, осуществляется, как правило, на основе ана­литического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического применения выверенных наукой рекомендаций.

Обыденное же знание, сколь бы обширным оно ни было, усту­пает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем простую сумму разнообразных, но поверхностных све­дений о нашем предмете, не проникает в глубь явлений социаль­ной жизни, лишь констатирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанная на чутье и про­ницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и ула­живании конфликтных ситуаций, помочь прагматически приспо­собиться к обстоятельствам и найти практически приемлемый вы­ход из конфликта, если уж он случился.

Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявле­ния и них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удовлетворения любопытства и простого обогащения знаний о ПвриПвТИЯХ жизни, а для того чтобы овладеть методами (приема­ми и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов.


получить конкретное представление о примирительных процеду­рах, позволяющих привести к согласию участников трудовых спо­ров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответствующих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.

Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распозна­вать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуа­циях, его интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов. В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. < рели такого рода руководств (см. Список рекомендуемой литера-| \ры) одной из первых получила известность небольшая по объему | мига «Внимание: конфликт!» Ее авторы Ф.М. Бородкин и Н.М. Ко-1п, адресуясь в основном к руководителям предприятий, рассчи-1'ЫВали на то, чтобы сформировать у них конструктивное отноше-НИО к конфликтам. Им удалось убедительно, в научно-популярной форме показать, что конфликт является одним из средств управле­нии, не владея или пренебрегая которым менеджер всегда снижает •ффективность управленческой деятельности.

I у же цель преследует и учебное пособие Э.А. Уткина «Конф-IиI гология: теория и практика». Рассматривая основные пути, фор-И111 методы предупреждения конфликтных ситуаций, а также раз-пин возникших конфликтов с наименьшими экономическими, ициальными и нравственными издержками от них, автор обраща-как к изучающим современный менеджмент, так и ко всем I ни им» к нему в России..

Заметное место конфликтам отводится в ряде пособий по кад­ровой работе. Об этом свидетельствуют, к примеру, книги В.Р. Вес­нина «Практический менеджмент персонала» и В.П. Пугачева «Ру­ководство персоналом организации», а также вузовские учебники по управлению персоналом, вышедшие под редакцией А.Я. Киба-нова, Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.

Представляют интерес и учебные издания зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Некоторые из их привлекательны и полезны прежде всего тем, что подготовлены специалистами по управлению. Например, в наших экономических вузах пользуется спросом американский учебник «Основы менеджмента» М Меско-на, М. Альберта и Ф. Хедоури. Отдельная часть этой объемистой книги, посвященная групповой динамике и лидерству, содержит обстоятельную главу об управлении конфликтами и стрессами. Она освещает природу, типы и причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания, структурные и межличностные спосо­бы разрешения конфликтных ситуаций.

«Руководить без конфликтов» — под таким названием дошла до российских читателей работа немецких специалистов по психоло­гии управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написан­ной книги рассматривают управленческие функции как задачу раз­вития личности в условиях перехода от технократического и административно-бюрократического методов управления к гума­нистическому. Они обращают первостепенное внимание на профи­лактику (предупреждение) конфликтов, снятие психологической напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе сотруд­ничества.

В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается систематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах. Учебник открывается кратким историческим обзором формирова­ния основ конфликтологии. Затем следует изложение теоретичес­ких подходов к определению конфликта и его функций. В соответ­ствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации раскрываются типология конфликтов, источники и непосредствен­ные причины возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития конфликтов, разнообразные формы их проявле­ния, роль и значимость в социально-экономической и других сфе­рах жизни общества.

Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию конфликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфлик


тах и способов их разрешения, созданию условий для эффективно­го управления конфликтами. При этом используются основные ме­тоды профилактики, применения нормативных актов и осуществ­ления примирительных процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов.

Для удобства пользования книгой в учебно-методических целях даются тесты, таблицы, рисунки и образцы документов, все главы завершаются перечнем контрольных вопросов и заданий. Приво­дится список рекомендуемой литературы по предмету.

Авторы готовили учебник по единому плану. Каждый выполнил свою часть работы: д.и.н., проф. И.Е. Ворожейкин — Введение, гл. 1, 2, 3, 4 и 6, 5.2 и 5.3 гл. 5, 10.1 и 10.2 гл. 10, Краткий термино­логический словарь; д.э.н., проф. А.Я. Кибанов (руководитель ав­торского коллектива) — гл. 8 и 9; к.э.н., доц. Д.К. Захаров — 5.1 гл. 5, гл.7, 10.3 гл. 10.


и



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: