Лабораторная работа № 1 Изучение особенностей оперативной памяти

Цель (методологическая): ознакомление с общей последователь­ностью экспериментальных действий.

Цель исследования: изучение эффективности запо-минания раз­личных категорий слов и эффектив-ности различных методов за­поминания.

Задачи:

1. Провести сравнение эффективности механического запоми­
нания слов, оканчивающихся согласными буквами, и слов, окан­
чивающихся гласными буквами.

2. Провести сравнение эффективности механического запо­
минания слов методом многократного повторения и ассоциа­
тивного запоминания (с опорой на образные и чувственные ас­
социации).

Гипотезы (возможные варианты учащиеся формулируют само­стоятельно или с помощью преподавателя):

Гипотеза 1. Если слова оканчиваются на гласную букву, то они лучше запоминаются.

Гипотеза 2. Если использовать механизмы ассоциативного за­поминания, то эффективность запоминания возрастает по срав­нению с механическим запоминанием.

Материалы и оборудование: аудиокассета с записью четырех на­боров слов, произносимых с интервалом 5 с, аудиомагнитофон.

(Возможен вариант, когда экспериментатор зачитывает испы­туемым слова по секундомеру.)

Ход выполнения работы.

В качестве испытуемых выступают студенты.

Экспериментатор дает инструкцию: «Проверим гипотезу 1. С ин­тервалом 5 с будут зачитываться слова, оканчивающиеся на со­гласную букву. Каждое слово про себя нужно повторять несколько раз (3—4 раза), стараясь его запомнить. Процедура зачитывания слов будет повторена дважды».

Экспериментатор зачитывает слова (или пользуется аудиокас­сетой): клен, курс, кран, клуб, кит, круг, кисть, класс, клич, клей, край, крем, кров, крот, куст.

После зачитывания испытуемым дается 2 мин на воспроизве­дение. Слова записываются испытуемыми в протоколе № 1.

Далее процедура зачитывания слов повторяется, но только те­перь с гласными буквами и с соблюдением временных интервалов: гамма, глина, гайка, глыба, гора, горло, грива, груша, горе, губ­ка, гроза, гиря, гильза, Гера, гуща. После двукратного зачитыва­ния слова записываются испытуемыми в протоколе № 2.

Данные обрабатываются после выполнения всей эксперимен­тальной части.

Экспериментатор продолжает инструктирование: «Следующий ряд слов необходимо запомнить, опираясь на ассоциации, которые могут возникать на то или иное слово. Это может быть образ или ощущение (холода, тепла, света, вкуса и т. д.).

После того как вы услышите слово, постарайтесь вызвать ассоциацию (например: лимон — ощущение кислого вкуса, шах­маты — образ клетчатой доски и т.д.) и промежуток времени между зачитыванием двух слов используйте для фиксации ассо­циации, а не для повтора слова. Если получится, постарайтесь несколько ассоциативных впечатлений увязать в один блок, скон­струировать некоторый сюжет, воображаемый «видеофрагмент» и запомнить его. Слова будут повторены, как и ранее, два раза, за­тем их нужно будет зафиксировать на бумаге».

Экспериментатор зачитывает слова: лев, лен, лук, лес, луг, лещ, лист, лень, луч, лось, литр, лет, лесть, лоск, лом.

После двукратного повторения слов экспериментатором испы­туемые записывают слова в протоколе № 3.

Начинается процедура обработки.

Вводим обозначения:

МС — число правильно.воспроизведенных механически запом­ненных слов, оканчивающихся на согласную букву;

МГ — число правильно воспроизведенных механически запом­ненных слов, оканчивающихся на гласную букву;

A3 — число правильно воспроизведенных слов при ассоциа­тивном запоминании.

Выбираем статистический критерий для сравне­ния эффективности запоминания в различных случаях.

Удобнее всего числовые данные перевести в процентные доли и использовать универсальный критерий (применяемый как для нор­мальных, так и для других распределений) ф* — критерий Фишера.

Представляем числовые данные в %:

N

МГ

МГ% = — 100%; N

АГ

А3% = — 100%

N где 7V= 15 (общее число слов в каждом варианте).

Определяем статистические гипотезы для каждой лз научных гипотез исследования.

Гипотеза 1.

Альтернативная статистическая гипотеза Н\. МГ % >МС%, />=95%.

Гипотеза 2.

Альтернативная статистическая гипотеза И\. АЗ%>МС%,

Экспериментатор зачитывает еще раз все слова для проверки, испытуемые выполняют необходимые расчеты и результаты пред­ставляют в таблице:

МС МГ A3 мс% мг% А3%
           

Сравниваем МС % и МГ %. По статистическим таблицам опре­деляем ф! (МС%) и ф2 (МГ%), вычисляем:

ф =

где ni = N2= 15 (число слов в каждом задании).

Определяем для Р=0,95 О? = 0,05) значение ф*кр= 1,64.

Если ф* > 1,64, то принимается альтернативная гипотеза Яь иначе — Н0 (нулевая гипотеза).

При сравнении эффективности механического запоминания слов, оканчивающихся на согласные и гласные буквы, у испы­туемого не выявляется статистически достоверных различий. При проверке второй гипотезы эти различия будут выявлены. Зада­ния подобраны намеренно именно такими, чтобы в одном слу­чае была справедливой нулевая гипотеза, в другом — альтерна­тивная, чтобы обогатить опыт студентов по работе со всеми ви­дами гипотез.

Затем сравниваем МС % и A3 %, вычисляем:

N2

I pf } Ф2 - (фаз% - Фмс%Х1^—

I 1

Результаты оформляются в таблицу. Гипотеза 1

мс% мг% Уровень значимости (р) Ф* Фкр Принимаемая гипотеза
    (0,05)   (1,64)  

Вывод (примем вариант, когда ф* < Ф*кр).

Альтернативная гипотеза отклоняется, принимается нулевая гипотеза, следовательно, различия в эффективности запомина­ния слов, оканчивающихся на согласные буквы, и слов, оканчи­вающихся на гласные буквы, статистически недостоверны. Гипо­теза 1 исследования не доказана.

Гипотеза 2

мс% мг% Уровень значимость (р) Ф* Фкр Принимаемая гипотеза  
    (0,05)   (1,64)  

Вывод (примем вариант, когда <р*> ф*кр).

Принимается альтернативная гипотеза, следовательно, разли­чия в эффективности запоминания слов механическим способом и с опорой на ассоциативный механизм статистически достовер­ны (статистическая достоверность 0,95 или уровень значимости 0,05). Гипотеза 2 доказана. Ассоциативный механизм запоминания слов более эффективен, чем механическое запоминание.

В данной лабораторной работе наглядно показано, что форма­лизация, математические средства сопровождают весь ход иссле­дования и правильное их использование позволяет четко решить задачи исследования и ожидать достоверных результатов.

Аналогичная лабораторная работа может быть выполнена на ином материале. Рассмотрим пример.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: