Імідж політика й імідж політичного інституту

Жизнь людей неразрывно связана с властью – наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, решения их противоречий и конфликтов. Основная разновидность власти – политическая – служит источником развития общества, социальных преобразований в нём, но в то же время может выполнять и деструктивную функцию: влиять на устои общества, изменять судьбы стран и народов.

Базой для создания имиджа политической власти выступают политические технологии.

Сегодня российские условия настолько своеобразны, что к ним неприменимы как западные политические технологии, так и многие отечественные, носящие академический характер.

Следует различать категории «политические технологии» и «технологии в политике». Порой весьма сложно провести чёткую грань между этими понятиями, учитывая, что они образуют взаимозависимый и взаимообусловленный континуум, весьма часто реализуются комплексно, одновременно, взаимно пронизывая, и дополняя друг друга. Тем не менее, последнее понятие может включать не только политические компоненты, но и широкий спектр организационных, дипломатических, военных, финансовых, информационных, психологических, манипуляционных, компьютерных и иных форм и методов деятельности, направленных на достижение поставленных политических целей.

Термин «политические технологии» весьма широко используется в социально-философской и политологической литературе, в публицистике. Вместе с тем проблема политических технологий как в методологическом, так и в процедурных аспектах содержит немало «белых пятен», особенно если рассматривать её в контексте перемен, происходящих в нашем обществе. Так, до сих пор нет однозначного толкования самого понятия политическая технология, не утихает дискуссия о его содержании и структуре. С другой стороны, эта формулировка и не может быть однозначной, однако наиболее оптимальной можно считать трактовку, приведённую ниже.

Политические технологии – это технологии достижения власти. И в этом смысле можно говорить не только о власти политической и экономической, но и интеллектуальной, психологической, моральной, организационной, религиозной, информационной и т.д. Таким образом, многоликость власти порождает множественность политических технологий.

История российского государства свидетельствует, что в ряду универсальных средств завоевания и удержания власти насильственные политические технологии (страх, принуждение) во многом доминировали. В споре политических технологий эволюции и политических технологий кризиса очень часто побеждали революционные технологии. Не случайно в отечественной литературе гораздо полнее изучены механизмы заговоров, террора, различных форм политического экстремизма, нежели политические технологии эволюции, технологии парламентаризма и т.п.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по обозначенным проблемам позволяет выявить некоторые общие закономерности в различных характеристиках категории технологий.

Так, например, некоторые учёные понимают под технологией в самом широком смысле «все области целенаправленного практического использования физических наук, наук об обществе, наук о поведении». По мнению других, «технология – это предварительно определённый ряд операций, направленных на достижение некоторой цели и задачи. Чем дальше усложняется человеческая деятельность, тем более обязательным становится расчленение её на соответствующие этапы и операции, реализуемые в определённой последовательности». Третьи ещё более конкретизируют технологии, определяя их как «способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее осознанно и имеют целью высокий эффект».

По нашему мнению, главное условие технологизации политического процесса – высокая степень сложности, которая позволяет и требует дифференцировать его на относительно обособленные части. Что же касается признаков технологии, то к ним, вероятно, можно отнести: разграничение, разделение этого процесса на внутренне связанные между собой этапы, фазы, операции; координированность и поэтапность действий, направленных к тому, чтобы достичь искомый результат; однозначность выполнения включённых в неё процедур и операций. Отсюда вытекает сущность технологии, которую можно определить посредством понятий процедура и операция.

Итак, политические технологии – совокупность наиболее целесообразных приёмов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных к тому, чтобы повысить эффективность политического процесса и достичь желаемых результатов в сфере политики.

Политические технологии включают в себя как приёмы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии в большей степени определяются типом общественного развития (доминированием в нём эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, тоталитарный и др.).

Не существует абстрактных, пригодных на все случаи жизни политических технологий. Каждая из них весьма конкретна и уникальна, поскольку призвана обеспечить взаимодействие различных политических сил и структур для решения вполне конкретных вопросов. И вместе с тем каждая технология многопланова по своему содержанию и характеру, многоаспектна по условиям осуществления, составу исполнителей, видам политической деятельности и решаемым проблемам. Но, несмотря на это, каждая технология в своей структуре предполагает некоторые обязательные взаимосвязанные процедуры. К ним можно отнести:

w Разработку пакета по теоретическому обоснованию технологии, то есть поиск концепции конкретной технологии, выдвижение гипотез её осуществления. Сюда же входят версии возможного достижения замысла и окончательный вариант технологического процесса.

w Разработка пакета технологических процедур. Имеется в виду определение этапов технологического воздействия посредством разделения технологизируемого процесса на этапы-ситуации.

w Разработка пакета технологического инструментария. Эта процедура обеспечивает научно обоснованный выбор соответствующих инструментальных средств технологического воздействия.

w Создание пакета критериев и методов замера результатов реализации технологического замысла. В ходе реализации этой процедуры определяются критерии и методы замера эффективности технологического воздействия.

Итак, политические технологии – это не просто актуальная теоретическая проблема. Технологический ресурс политики – важнейшая предпосылка её конструктивного участия в жизни граждан, общества, государства. Ни о какой стабильности общества, той или иной системы или подсистемы не может быть и речи без высокого уровня организации политической деятельности, без применения современных политических технологий.

Политические технологии не всесильны, но грамотное, квалифицированное их использование позволяет воздействовать на политический процесс, а субъектам политики бороться за реализацию своих интересов и добиваться поставленных целей, создавая таким образом позитивный или негативный имидж политической власти.

Важливий аспект загального сприйняття й оцінки політика є враження, що він виробляє, тобто його імідж. Незалежно від бажань, як найбільш політика, і фахівців PR, імідж – об'єктивний чинник, грає великій ролі щодо оцінки будь-якого соціального явища чи процесса.

Поняття «імідж» походить від латинського imago, що з латинським словом imitari, що означає «імітувати». А відповідно до тямущому словника Вебстера, імідж – це штучна імітація чи вручення зовнішньої форми будь-якого об'єкта або особи. Він є уявним поданням щодо людині, товарі чи інституті, цілеспрямовано тим що формуються у масовій свідомості з допомогою PR, реклами або пропаганди. Імідж можна цілеспрямовано формувати, уточнювати чи переробляти з допомогою модифікації діяльності, вчинків і заяв соціального субъекта.

Значення іміджу досягненні політичного успіху дуже важливо. Тому що імідж - одне із механізмів на іншим людям, можливість психологічного впливу натовп. Найчастіше, для формування іміджу, політику недостатньо залишатися собою. Формування політичного іміджу можна повністю контрольованим і выстраиваемым за схемою. Прийоми можуть змінюватися залежно від обстоятельств.

На відміну від психологів чи соціологів, які переважно вивчають об'єктивну природу психологічних образів, PR-мены підходять до аналізу прагматично. Імідж їм той самий об'єкт обстеження, як лікарів організм. Щоб створити імідж, сформувати, і потім рекламувати, потрібно зрозуміти сильні й слабкі боку, його «анатомию».

Фахівець із зв'язки з громадськістю має справу ні з тими іміджами, створених у свідомості індивіда шляхом безпосереднього спілкування, а з тими, що стосуються сприйняття особистості, складывающегося під впливом їх практичних дій, усних заяв, друкованих матеріалів та інших сообщений.

Знання основ психології сприяє правильним і ефективнішим діям до створення іміджу всіх етапах цього процесу, від появи ідеї до її воплощения.

Психологи можуть зробити дієвої допомоги команді іміджмейкерів в рішенні найважливіших завдань путем:

- залучення іноземних і утримання уваги аудитории;

- формування установки на довіру або загальна недовіра із боку аудитории;

- використання психологічних особливостей окремих соціальних групп;

- використання загальних особливостей восприятия;

- використання специфічних навичок коммуникации.

Імідж політика — це образ, спеціально формується у власних очах різних соціальних груп. Він утворюється не спонтанно, а завдяки цілеспрямованим зусиллям, як найбільш політика, і його команди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: