Финансовый контроль за избирательными кампаниями кандидатов

Контроль за финансированием избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, блоков, за источниками финансирования этих кампаний является одним из важнейших компонентов обеспечения законности проведения выборов. Это направление следует расценивать как приоритетное в контрольной деятельности избирательных комиссий.

В связи с этим представляется важным устранение выявленных в ходе прошедших выборов пробелов законодательства, совершенствование его норм.

Так, анализ закрепленного в пункте 6 статьи 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” перечня субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, показывает следующее.

Этот перечень с одной стороны допускает возможность несколько несоразмерного ограничения прав определенных юридических лиц, с другой – возможность создания скрытых схем государственного (муниципального) финансирования кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Например, в соответствии с подпунктом “к” указанного пункта, запрещающим вносить пожертвования организациям, учрежденным государственными или муниципальными органами, можно лишить соответствующего права акционерные общества, учрежденные в период до 1992 года в порядке приватизации Комитетами по государственному управлению имуществом. С другой стороны, в указанной норме отсутствует запрет осуществлять пожертвования некоммерческим организациям (фондам и др.), созданным за счет средств организаций, не имеющих право вносить пожертвования в избирательные фонды. В связи с изложенным необходимо соответствующим образом скорректировать указанный перечень.

Следует также отметить, что нужно скоррелировать нормы избирательного законодательства и нормы Федерального закона “О политических партиях”, устанавливающие перечень организаций и лиц, которые не могут финансировать политические партии.

Кроме того, необходимо установить специальный правовой режим использования в ходе избирательной кампании имущества, принадлежащего политическим партиям. Очевидно, что использование такого имущества не должно оплачиваться из избирательных фондов соответствующих политических партий.

7.2. Согласно пункту 2 статьи 71 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, положениям некоторых иных законов о выборах политическая партия, избирательный блок, не набравшие определенного количества голосов избирателей, обязаны в полном объеме возместить государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади. Практика показала, что вопросы, связанные с определением содержания понятия “задолженность” и процедурой ее возмещения требуют более детального регулирования. В частности, в законодательстве следует более четко разграничить предметы законодательного и договорного регулирования отношений по предоставлению бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, а также предусмотреть, что после официального опубликования результатов выборов и до возмещения стоимости эфирного времени печатной площади указанным выше партиям бесплатные эфирное время и печатная площадь на выборах соответствующего уровня не предоставляются.

7.3. В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” к итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: