Важнейшие теории предпринимательской прибыли известны так же, как фрикционная теория, теория цены труда, теория рисков и теория дифференциальной ренты. Я отсылаю читателя к анализу этих теорий в третьей главе моей работы "Wesen..." и не буду вдаваться здесь в их подробную критику, тем более что основные положения этой критики станут ясны из содержания настоящей главы. Исторический обзор теорий предпринимательской прибыли дается у Пирсторфа и Матайя. Следует также упомянуть Дж. Б. Кларка, теория которого наиболее близка нашей (см.: J. В. Clark. Essentials of economic theory).
Lauderdale. Inquiry into the nature and origin of Public Wealth, 1804. Заметим, что цель его исследования в корне отличалась от нашей.
Е. В б h m-B a w е г k. Geschichte der Kapitalzinstheorien, VII, 3. Здесь мы вновь отходим от примера Лодерделя, следуя нашей общей концепции и вместе с тем реальной действительности. Это был бы случай полной свободной конкуренции, при которой ни один хозяйственный субъект не обладает достаточной силой, чтобы своим спросом и предложением оказать заметное влияние на цены.
|
|
Обращаю внимание читателя на то, что здесь я вовсе не пытаюсь объяснить явление через его фактическое существование, как это делают некоторые представители теории производительности в случае с процентом. Доказательство последует ниже. См.: Е. Boh m-B a w е г k. Geschichte der Kapitalzinstheorien, S. 174.
Однако ради простоты изложения i мы предположим, что весь процесс совершается в пределах оДного хозяйственного периода. См. вторую главу настоящей книги, с. 160 и сл. Теоретически она должна равняться их стоимости в прежних областях применения, без учета новых перспектив. На практике в большинстве случаев за них приходится платить дороже. Они обращают внимание лишь на текущие изъятия, поскольку совершенно, не верят в будущие выгоды. Это справедливо для всех эпох, о которых у нас есть сведения: еще никогда в истории не обходилось без принуждения там, где развитие требовало участия широких масс. При этом во многих случаях подданные не несут никаких реальных убытков. См.: W i е s е г. Natiirlicher. Wert, S. 70 f.
Вообще я далеко не во всем согласен с этой теорией. См.: "Wesen...". Op. cit., II. Buch, а также мою статью "Bemerkungen fiber das Zurechnungsproblem".—Zeitschrift fiir Volkswirtschaft, Sozialpolitik und Verwaltung, 1909.
Именно этот излишек, который с точки зрения частного хозяйства представляет собой предпринимательская прибыль и процент, соответствует прибавочной стоимости в марксистском понимании. Другого излишка такого рода просто не существует. Даже когда деятельность руководителя конкурирует с незаменимым средством производства, стоимостное соотношение складывается в ее пользу, поскольку на стадии внедрения новое средство производства оценивается по своей прежней стоимости.
|
|
См.: Е. Bohm-Bawerk. Positive Theorie des Kapitale9. (ScbluBkapitel).
См.: "Wesen...". Op. cit., III. Buch.
Хочу сказать несколько слов о теории, ныне ставшей популярной. Согласно ей, организация создает все, а предприниматель— ничего. Следовательно, предприниматель присваивает доход, принадлежащий всему обществу в целом. Здесь есть доля истины, поскольку каждый продукт имеет свое происхождение, возникает в определенной среде и никто не может создать что-либо в отсутствие необходимых условий. Но в области - экономики, где мы имеем дело не с формированием людей, а с действиями уже сформировавшихся индивидов, это несущественно. Сами сторонники упомянутой концепции с особым рвением отстаивают важную роль личной инициативы. Эта теория справедлива во всем, что касается обратного воздействия процесса развития. В остальном же она основана на распространенном заблуждении, согласно которому продукт создается лишь физическим трудом, а также на представлении о естественном, гармоничном сочетании всех элементов развития и преемственности его фаз. Но это лишь следствие когда-то начавшегося процесса развития и не объясняет, как работает его механизм. Нам могут возразить, что при значительных нововведениях, существенно меняющих привычную ситуацию, необходимость в принуждении будет сохраняться. Здесь надо разобраться подробнее, Возможно, новое еще не понято, не прижилось. Но тогда новую комбинацию нельзя считать осуществленной. Мы предполагаем, что процесс адаптации, как бы долго он ни продолжался, уже закончен. Конечно, и тогда необходим элемент принуждения в виде организации, иерархии. Но это уже совсем не то, что принуждение к новой комбинации. Наконец, при организации, основанной на отношениях господства, новшество может принести массам прямой ущерб. В этом случае принуждение необходимо и после осуществления комбинации. Но это уже нечто иное. Для поддержания уже существующего порядка нужна власть, но не нужен описанный нами тип руководителя. В конечном счете на свой лад это же делает и капиталистическое общество. Написано в 1911 г.
Тогда как другие, например Лексис, оспаривают даже существование единой нормы процента. Эта проблема, стоившая стольких затруднений Марксу, отпадет, если принять наши выводы. При непредвзятом взгляде на вещи справедливость этого положения очевидна, о чем свидетельствует наблюдение А. Смита, что новые отрасли рентабельнее старых. К этому выводу мог бы прийти — и действительно постоянно приходит — любой практик.
См.: Stamp. Wealth and taxable capacity, 1922, p. 103.
См. мою статью "Sozialistische Moglichkeiten von heute".—A rchiv
fiir Sozialwissenschaft, 1921.
Этой важной теме посвящено еще очень мало исследований. См., например: Chapman, Marquis. The recruiting of the employing classes from the ranks of the wage earners.—Journal of the R. Statistical Society, 1912.
Глаёа пятаА йроцент на капитал
Предварительные замечания. По зрелом размышлений я решил — за исключением несущественных стилистических исправлений — поместить здесь главу о теории процента в неизменном по сравнению с первым изданием виде. В ответ на все дошедшие до меня возражения могу лишь порекомендовать их авторам еще раз познакомиться с первоначальным текстом. Более того, эти возражения побудили меня не предпринимать значительных сокращений, которые я первоначально намеревался сделать. Оказалось, что именно те вещи, которые представляются мне чересчур многословными и мешают простоте и убедительности изложения, предвосхищают важнейшие направления критики и этим заслуживают право на существование.
С самого начала было очевидно, что я вовсе не отрицаю существование процента как нормального элемента современной экономики — что было бы абсурдно, — а объясняю его. Поэтому я никак не могу понять, на каком основании меня упрекают по этому поводу. Процент — это ажио существующей покупательной силы по отношению к будущей. Существование ажио объясняется многими причинами, причем некоторые из них элементарно просты. Сказанное относится в первую очередь к проценту по потребительскому кредиту. Тот факт, что кто-то, неожиданно попав в беду — например, как фабрикант, у которого сгорела фабрика, — или, напротив, очутившись в благоприятном для себя положении — как тот студент, который получил известие, что его богатая тетушна, находясь при смерти, сделала его единственным наследником, — оценивает теперешние 100 марок выше, чем будущие, не нуждается в объяснениях. Причина тому — появление процента. Аналогичное имеет место и в отношении всех видов спроса на кредит со стороны государства. Такого рода проценты существовали всегда и могли бы существовать даже в условиях чистого кругооборота, где нет никаких признаков развития. Но не они, а процент по кредитам, предоставляемым на производственные цели, представляет собой важное социальное явление, которое нам предстоит объяснить. Данный вид процента получил широкое распространение также в экономической системе капитализма; он встречается здесь повсеместно, а не только там, где находится eroi подлинный источник — новое предприятие. Я стремлюсь, показать, что источником этого процента является предпринимательская прибыль, что, по существу, он представляет собой обособившуюся часть последнего. Затем я прослеживаю, как процент и то, что я называю «процентной формой дохода» («Zinsbetrachtung»), распространяются, начиная с осуществления новых комбинаций, на все народное хозяйство и проникают в мир старых предприятий, в организме которого при отсутствии признаков развития им не нашлось бы никакого места. Только это обстоятельство, имеющее фундаментальное значение для нашего понимания экономической структуры и функционирования капитализма, я подразумеваю, когда говорю: «статичная» экономика не знает никакого процента на кредиты, предоставляемые на производственные цели. Да разве это само по себе не очевидно? Никто не будет спорить с тем, что уровень процента определяется экономической ситуацией. А что такое «экономическая ситуация» — если исключить влияние внеэкономических моментов, — как не темпы развития в данный конкретный момент времени? Поэтому именно потребности новых предприятий в деньгах являются фактически главным фактором, определяющим спрос, промышленности на денежном рынке. Почему же главный фактор на практике не может быть таковым и в теории? В конечном счете именно спрос предпринимателей выводит на денежный рынок и остальных заемщиков. Здесь речь идет о старых предприятиях, совершающих привычный и неизменный кругооборот и в принципе не испытывающих потребностей в кредите, поскольку регулярно поступающий доход от продажи продуктов должен удовлетворять все их нужды. Отсюда в свою очередь следуют и все прочие выводы, и в первую очередь вывод о том, что процент тесно связан с деньгами, а не с миром благ.
|
|
|
|
Для меня главное — истинность моей теории, а не ее оригинальность. Поэтому я, насколько это возможно, следую теории процента Беде-Баверка, хотя сам он решительно отрицает общность наших взглядов. На самом деле из приведенных им трех широко известных доводов, обосновывающих необходимость ажио существующей покупательной силы относительно будущей — вначале Бём-Ба- верк говорит о покупательной силе, но затем, следуя, на мой взгляд, распространенному заблуждению, он переходит к обсуждению ажио существующих благ, — я отвергаю всего одно: психологическую недооценку будущего наслаждения как самостоятельного явления. Что касается момента меняющегося соотношения между спросом и его покрытием, то он лежит в основе моей теории. А «окольные методы производства»? Если бы Бём-Баверк последовательно придерживался введенного им понятия «прокладывание окольных путей производства» («Einschlagen von Produk- tionsumwegen») и развил бы содержащийся в нем смысловой оттенок, то он подошел бы к понятию предпринимательской деятельности, одному из подвидов разработанного мною понятия «осуществление новых комбинаций». Он этого не сделал. Полагаю, что с помощью его собственного анализа можно показать невозможность получения чистого дохода посредством использования одних только старых, привычных окольных методов производства. Не за горами тот момент, когда мы попытаемся дать свое собственное объяснение рассматриваемой проблеме. Однако от начала, и до конца наш анализ будет полностью соответствовать требованиям теории стоимости Бём-Баверка, а потому все его возражения, высказанные до последнего времени, бьют мимо цели
1. Опыт нас учит, что процент на капитал — это постоянный чистый доход, который получает определенная категория хозяйственных субъектов. Где коренится его источник и почему он существует? Именно здесь следует усматривать корни проблемы: источником, дающим начало этому потоку, может быть только какая-то величина свободной стоимости. Где же она есть?2 Но отсюда следует второй вопрос, вопрос о причине возникновения этого потока в мире благ: почему именно данная величина свободной стоимости достается данным хозяйственным субъектам? И наконец, самый сложный—третий—вопрос, который можно было бы назвать ядром проблемы процента на капитал: почему данный поток носит постоянный характер, почему процент представляет собой чистый доход, который можно потреблять, не ухудшая своего экономического положения?
СущебтвОВаййе йроцейта становится теоретической проблемой, когда мы приходим к выводу о том, что в условиях нормального кругооборота стоимость продукта целиком вменяется первичным факторам производства, а вся выручка от реализации продукта распределяется между рабочими и земельными собственниками. При подобных обстоятельствах не может быть никаких иных постоянных доходов, кроме заработной платы и ренты. Конкуренция, с одной стороны, и процесс вменения — с другой, должны ликвидировать всякое превышение выручки над затратами, всякую разницу между стоимостью продукта и стоимостью заключенных в нем услуг труда и земли. Стоимость первичных средств производства как тень должна следовать за стоимостью продукта, с тем чтобы между ними не могло бы возникнуть никакого, даже самого небольшого зазора 3. Но существование процента — это реальный факт. Так в чем же дело?
Настоящая дилемма гораздо сложнее той, которую мы сравнительно легко разрешили в примере с предпринимательской прибылью. Там речь шла не о постоянном, а лишь о временном потоке благ, и мы не входили в конфликт с фундаментальными и неоспоримыми фактами конкуренции и вменения стоимости. Напротив, мы имели возможность спокойно сделать вывод о том, что услуги труда и земли — единственный источник постоянного чистого дохода в тех условиях.
К дилемме процента можно отнестись двояко. Можно признать ее существование. В таком случае, очевидно, нужно будет объявить процент своего рода заработной платой или земельной рентой. Последняя полностью отпадает, остается заработная плата. В этом случае есть три варианта объяснения процента: а) как вычет из заработной платы (теория эксплуатации); б) как заработная плата капиталисту за его труд («трудовая теория» в буквальном смысле слова); в) как заработная плата за труд, содержащийся в сырье и средствах производства (точка зрения Джеймса Милля и Мак-Куллоха). Все три варианта апробировались в экономической теории. К критике, которой подверг их Бём-Баверк, мне остается добавить только то, что наш анализ предпринимателя, а именно тот факт, что он изолирован от средств производства, частично лишает их реальной основы.
Или же можно отвергнуть теоретические выводы, приводящие нас к данной -Дилемме. Во-йервых, существует возможность расширить круг элементов, составляющих издержки, т. е. утверждать, что заработная плата и рента не оплачивают всех необходимых средств производства. Во- вторых, в самом механизме конкуренции и вменения можно поискать некий скрытый тормоз, который не позволяет стоимости услуг труда и земли сравняться со стоимостью продукта, в результате чего между ними постоянно существует определенный разрыв, т. е. излишек стоимости4. Здесь я постараюсь бегло разобрать обе эти возможности.
Расширить круг элементов, составляющих издержки, — это не просто констатировать, что выплата процента отражается в балансе предприятия. Это было бы бессодержательной тавтологией. Здесь требуется нечто большее, а именно теоретическое обоснование того, что процент является элементом издержек в собственном—более узком— смысле слова, в том смысле, который уточнен нами в первой главе. Сказанное означает необходимость введения в анализ третьего первичного фактора производства, который приносил бы процент так же, как услуги труда приносят заработную плату. Если бы нам удалось это сделать, все стоящие перед нами проблемы, а их три, были бы, очевидно, разрешены одним махом и мы бы успешно справились с дилеммой процента. Таким третьим фактором производства могло бы стать воздержание. Если бы оно представляло собой услугу особого рода, нам ничего не стоило бы объяснить причины существования постоянного чистого дохода, выявить его источники и указать факторы, направляющие этот доход к определенным хозяйственным субъектам. Тогда нам оставалось бы только доказать, что процент действительно связан с моментом воздержания. Но, к сожалению, этот момент сам по себе не существует, что мы вслед за Бём-Баверком и показали в начале работы. Поэтому и обсуждать здесь больше нечего.
На роль третьего фактора производства выдвигались и произведенные средства производства. С ними дело обстоит прямо противоположным образом. Йх производственный эффект не вызывает никаких сомнений. Он настолько очевиден, что сразу же обращает на себя внимание исследователя. Именно поэтому основополагающий тезис о том, что стоимость продукта равна стоимости услуг труда и земли, и по сей день поначалу вызывает недоумение, и, как показывает опыт, его с трудом удается вложить в головы даже специалистам. Но вклад произведенных средств производства не объясняет того, почему же существует постоянный чистый доход. Разумеется, произведенные средства производства обладают способностью производить блага. Даже более того, с их помощью можно производить больше благ, чем без них. Бесспорно и то, что эти блага обладают большей стоимостью, чем те, которые можно было бы произвести без использования произведенных средств производства5. Но эта более высокая стоимость благ означает более высокую стоимость орудий производства, а последнее в свою очередь — более высокую стоимость использованных услуг труда и земли. Ни один элемент стоимости не может надолго задержаться на одном из промежуточных звеньев дапной цепочки. С одной стороны, невозможно длительное существование разрыва между собственной стоимостью средств производства и вменяемой им стоимостью продукта. Какое бы количество продукта ни производила машина, конкуренция постоянно будет снижать его стоимость и цену, пока не установится упоминавшееся выше равенство стоимостей. С другой — машина способна произвести продукта во много раз больше, чем человек, работающий вручную. Но будучи установленной на предмет постоянного использования, машина перестает экономить труд и приносить прибыль: дополнительный доход, существование которого обусловлено использованием машины и который активно привлекает внимание, т. е. вся та сумма, которую готов заплатить за него «пользователь», должен в конечном счете перейти в руки рабочих и земельных собственников.
Машина вовсе не создает стоимости, которую она присоединяет к продукту, как часто наивно полагали 6, а только переносит ее, о чем мы писали в предшествующей главе. Когда в кармане пиджака находится банкнот, пиджак имеет для его владельца большую стоимость, но отнюдь не благодаря каким-либо особым свойствам. Так и стоимость машины соответствует стоимости ее продукта. Но она переняла ее от тех услуг труда и земли, которые существовали еще до того, как была произведена данная машина7, и которым эта стоимость должна быть вменена целиком и полностью. Поток благ, несомненно, подходит к машине. Но он проходит сквозь нее, не задерживаясь и не образуя никакого фонда потребления. Ее владельцу, как правило, не достается ничего сверх того, что он должен передавать дальше, будь то в стоимостном или ценовом выражении. Машина — такой же продукт, как и все прочие, и ее стоимость, подобно стоимости предметов наслаждения, поступает в тот «фонд», из которого уже не может вытекать никакой процент.
Итак, исходя из результатов анализа, проведенного нами в первой и четвертой главах, а также выводов Бём- Баверка, мы можем констатировать, что здесь нет никакого выхода из дилеммы процента и что здесь не обнаруживается никакого стоимостного источника процента. Правда, известные трудности могут возникнуть при рассмотрении благ, которые умножаются как бы «сами собой»: разве семенное зерно и племенной скот не обеспечивают в будущем их владельцу больше зерна и скота и разве это возросшее количество зерна и скота не стоят больше, чем просто семенное зерно и племенной скот? Любой, кому приходилось сталкиваться с подобного рода рассуждениями, знает, что большинство людей упорно считают их доказательством самовозрастания стоимости (Wertgewinn). Но в действительности семенное зерно и племенные животные не умножаются «сами по себе». Из принесенных ими «доходов» необходимо вычесть определенные затраты. Но решающим является то, что и остающиеся после подобных вычетов суммы не представляют собой самовозрастания стоимости, поскольку урожай и общее стадо скота зависят от семенного фонда и племенных животных, и поэтому стоимость первых должна вменяться последним. Если бы продавались семенное зерно и племенные животные, то в их цене — при условии незаменимости — должна была бы полностью отразиться стоимость урожая и всего стада, за вычетом тех затрат, которые еще предстоит осуществить, и с поправкой на фактор риска. И это зерно и животные использовались бы для воспроизводства до тех пор, пока такое применение не перестало бы приносить прибыль, а их цена — покрывать издержки, связанные с заработной платой и земельной рентой. Следовательно, предельная полезность «их» продукта, т. е. вменяемой им части продукта, стремится к нулю.
2. Здесь я хотел бы сразу отметить следующее. Было бы неверно или по меньшей мере нецелесообразно ограничивать наш анализ рамками определенного направления, охарактеризовав положение вещей, вытекающее из нашего хода мыслей, таким образом: «Мы не в состоянии объяснить разрыв между стоимостью продукта и стоимостью средств производства описанным выше способом. Но такой разрыв действительно существует, и мы должны попытаться объяснить его по-другому». Напротив, я сомневаюсь в самом существовании подобного постоянного разрыва. Это явление еще не подвергалось научному анализу; я полагаю, что оно представляет собой скорее необходимое следствие существования процента, чем независимый факт, объясняющий этот процент. Это, на мой взгляд, подтверждается и практикой. Вполне возможно, хозяйственные субъекты на самом деле ценят средства производства меньше, чем продукты. Но это происходит потому, что на пути от первых ко вторым, а не наоборот, им приходится платить процент. Данное положение очень важно, и мы станем часто возвращаться к нему. Здесь же мне хотелось бы просто обратить внимание читателя на то, что трудности, с которыми сталкивается моя теория, при рассмотрении проблем процента проявляются особенно резко. Дело в том, что мы, помимо определенных постулатов, привыкли принимать на веру массу непроанализированных фактов. Мы не стремимся проникнуть в их суть и нередко считаем простыми явления, которые на самом деле многосложны. Тому, у кого сформировалась подобная привычка, будет нелегко следить за дальнейшим ходом анализа. Он то и дело будет испытывать искушение сделать ссылку на факты, которые являются для нас «живым укором». К подобного рода фактам относится, например, воздержание. Таковым можно считать и утверждение, что стоимость капитала — это просто-напросто капитализированный доход. Ссылаясь на них, люди одновременно опираются и на свой собственный опыт. При этом они не замечают, что эти факты, по существу, противоречат ему. И все же на первых порах мы еще будем ссылаться на этот «разрыв».
Нам еще необходимо уточнить, что же собой представляет процесс включения (Einrechnungsvorgang). До сих пор речь шла у нас о процессе вменения. Мы прослеживали его в обратном порядке: начиная со стоимости продукта и кончая услугами труда и земли. Складывалось впечатление, что здесь можно было бы сделать еще один шаг в том же обратном направлении, чтобы довести поток стоимостей до следующего звена общей цепи, а именно до рабочей силы и земли как таковых. Поскольку в условиях рыночного хозяйства нет особых причин интересоваться стоимостью рабочей силы, то, учитывая, что о ней можно сказать примерно то же самое, что и о стоимости земли, мы ограничим наш анализ этой последней. Что же касается рабочей силы, то отметим следующее: она представляла бы собой специфическую проблему, если бы мы рассматривали ее как продукт средств к существованию рабочего и его семьи. Но мы этого не делаем и не считаем, что у нас за спиной остался нерешенный вопрос. Итак, допустим, что услуги земли — это ее продукты, а сама земля — первичное средство производства, которому должна быть вменена стоимость его продукта. Чисто логически это неверно8. Ведь земля — это не самостоятельное благо, стоящее за услугами земли, а набор самих услуг. Поэтому в данном случае мы предпочитаем вообще не говорить о вменении, которое означает перенесение стоимости на блага более высокого порядка. Оно означает, что ни на одной промежуточной стадии не застревает ни «песчинки» стоимости. При образовании стоимости земли речь идет о нечто ином, о выведении ее стоимости из заданных, обусловливаемых вменением стоимостей элементов, из которых с экономической точки зрения как раз и состоит стоимость земли. Здесь уместнее говорить не о вменении, а о включении.
По каждому производственному или потребительскому благу надлежит различать оба этих процесса. Услуги подобного блага должны иметь свои, определяемые шкалой потребностей — прямо или опосредованно через процесс вменения — стоимости9, из которых выводится его стоимость как единое целое. Для произведенных благ этот процесс не представляет никаких теоретических затруднений, поскольку наступающая рано или поздно необходимость их замены подчиняет его строгим и общеизвестным правилам. Что касается земли, то определение ее стоимости затруднено наличием бесчисленного множества связанных с ней услуг, которые в принципе воспроизводят себя сами без дополнительных издержек10. И здесь возникает вопрос, ради которого мы, собственно, и затеяли обсуждение: не бесконечно ли велика стоимость земли и не исчезает ли, таким образом, поскольку существует процесс включения, земельная рента как чистый доход? На поставленный вопрос я отвечаю не так, как делает это Бём-Баверк.
Во-первых, даже если бы стоимость земли была бесконечно велика, я все равно называл бы земельную ренту чистым доводом. Ведь в этоМ случае потребление никак не* могло бы исчерпать источник дохода, а существование постоянного потока благ к земельному собственнику было бы вполне объяснимо. Простое суммирование чистых доходов не в состоянии изменить их характера чистых доходов. Только вменение, а не включение уничтожает чистый доход. Во-вторых, цена земельного участка, разумеется, никогда не может быть бесконечно большой. Однако моей теории нельзя бросить упрека в том, что она якобы приводит к подобному абсурдному результату, подводит к мысли, что якобы существует эта бесконечно большая стоимость. Повинна в этом отнюдь не она, а основная идея господствующей теории капитализации, согласно которой стоимость носителя дохода образуется путем суммирования доходов, причем доходов, подлежащих дисконтированию. На самом же деле образование стоимости представляет собой специфическую и довольно-таки сложную проблему, которую нам еще предстоит решить в данной главе. Главное, как и при всякой иной оценке, состоит здесь в конкретной цели, которую ставит перед собой тот или иной хозяйственный субъект. Жесткое правило суммирования здесь неприменимо. И вообще стоимостные величины нельзя складывать (суммировать) по своему усмотрению; противное могут заявлять только дилетанты. Как уже отмечалось, в процессе хозяйственного кругооборота, если он протекает нормально, нет никакой необходимости определять стоимость земли как таковую. С машиной дело обстоит иначе. Каждый продукт должен обладать определенной стоимостью, чтобы человек мог решать, производить его или нет. Здесь, как легко заметить, правило суммирования действует, и причина тому — конкуренция. Если бы машину можно было бы приобрести за меньшую сумму, чем стоит произведенный на ней продукт, то она приносила бы прибыль. Это повлекло бы за собой увеличение спроса на такие машины и рост цен на них. Если бы машина стоила дороже того, что дает ее применение, она бы приносила убытки. В свою очередь это привело бы к падению спроса и, следовательно, цен. В нормальном кругообороте хозяйственного процесса отчуждается не земля, а ее услуги. Следовательно, элементами планов хозяйственных субъектов становятся стоимости последних, а не стоимость земли. Процессы нормального кругооборота не могут ничего нам сказать о том, как образуется эта последняя.
Тольйо само развитие создает СтойМоСтЬ зеМЛи, ОйО «капитализирует» рейту, «мобилизует» землю. В народном хозяйстве без признаков развития стоимость земли вообще не.существовала бы как общехозяйственное явление. Действительность подтверждает наши выводы. Единственную возможность, позволяющую осознать стоимость земли, предоставляет ее отчуждение. А в тех экономических укладах, которые наиболее близки к схеме кругооборота, земля, как правило, не продается. Вовлечение земельных участков в рыночный оборот — явление, присущее исключительно развитию, и лишь процессы развития могут дать нам ключ к пониманию данной проблемы. Пока же мы можем отметить, что, согласно нашей концепции, в процессе кругооборота земля не обладает не только бесконечно большой, но и вообще никакой стоимостью, что стоимости услуг земли нельзя соотносить ни с какими другими стоимостями и что поэтому они являются чистым доходом.
Конечно, могут возразить, что все же должны иметься поводы для отчуждения земли. На это следует сказать: как правило, это единичные случаи, в которых к тому же определяющую роль играют личные обстоятельства — бедственное положение, склонность к расточительству, внеэкономические соображения и т. п. На данный момент это все, нам больше нечего об этом сказать. Разумеется, правило суммирования здесь не действует, поскольку то, что оно проводит в отношении продуктов, в случае с землей полностью упраздняется. Но в этом нет ничего особенного. Решить эту задачу не труднее, чем поделить ставку при прерванной игре в кости — головоломка, над которой мучился старый шевалье де Мере. И решать ее следует аналогичным способом.
Итак, везде, где правило суммирования дает нам бесконечно большую величину, мы говорим о чистом доходе точно так же, как в тех случаях, когда мы говорим о заработной плате. Для нас же важно, что поток благ всегда идет к хозяйственному субъекту и что его содержание остается у него и не должно передаваться дальше. Здесь мы можем отвлечься от процесса включения с его бесконечно большими результатами. Отметим, что сама возможность абстрагирования от такого потока благ есть в некотором роде признак его существования. Данное положение для нас важно и необходимо для понимания излагаемой здесь теории процента. Тем самым мы убрали препятствие с нашего пути. Позитивное решение проблем последует ниже.
3. Как уже было сказано, существует и второй способ разрешить дилемму процента. Ответить на вопрос о том, каким образом стоимость продукта может систематически превышать стоимость услуг труда и земли, позволяет нам ссылка на существование некоего тормоза в экономическом механизме, который сдерживает движение последней. Если бы подобный тормоз существовал, вероятность возникновения постоянной разницы между стоимостями была бы доказана, а вызывающему ее фактору следовало бы приписать — по меньшей мере в «частнохозяйственном» аспекте — стоимостную производительность (Wertproduk- tivitat) в полном смысле этого слова. Этот фактор — или благо, в котором он воплощается, был бы носителем чистого дохода. Тогда в рамках каждого хозяйственного процесса существовала бы своя самостоятельная прибыль (Wertgewinn). Процент не являлся бы здесь элементом издержек. Своим существованием он был бы обязан Наличию разницы между стоимостью или ценой продукта и издержками его производства. В данном случае он представлял бы собой именно излишек стоимости.
В рыночной экономике подобная ситуация может сложиться при монополии на производство какого-ли^о блага. Монополия на первичные факторы производства нас здесь не интересует, поскольку заведомо ясно, что на ее основе нам: не удастся объяснить явление процента. Монопольное положение и в самом деле оказывает тормозящее воздействие и приносит монополисту чистый доход. Монопольную прибыль мы считаем чистым доходом на том же основании, что и земельную ренту. И здесь правило суммирования дало бы нам бесконечно большую величину, но прибыль от этого не перестала бы быть чистым доходом. Причина же, по которой стоимость монополии — скажем, стоимость вечного патента — на самом деле не бесконечна, сейчас не интересует нас. Она станет ясна при дальнейшем Изложении. Наконец, можно отметить, что образование стоимости монополии представляет собой особую проблему, которая не существует в условиях нормального кругооборота й потому не сопоставляется ни с какой другой величиной. Так или иначе, но монополист никогда не скажет: «Я не получаю прибыль потому, что вменяю монополии исключительно большую стоимость». Ведь как бы он ни оценивал
21 Заказ N> 225
Свбй монополию по отношению к доходу, которому ойа прямо обязана своей стоимостью, говорить о том, что характер дохода как чистой прибыли исчезает, он никак де может. Это достаточно очевидно.
При обсуждении теории процента Лодерделя Бём-Ба- верк рассматривает также случай, когда монополизируется машина, сберегающая труд и, следовательно, приносящая прибыль. С полным основанием он подчеркивает то обстоятельство, что эта машина должна быть достаточно дорогой, чтобы ее применение или не давало никакой прибыли, или давало самую минимальную прибыль, которая в какой- то мере стимулировала бы ее покупку. Несомненно, это верно. Но верно и то, что производство данной машины дает прибыль до тех пор, пока не истечет срок патента. Можно сказать, что монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства. Ему, как и прочим факторам производства, вернее сказать, их услугам, также вменяется стоимость. Ни машина, ни средства ее производства сами по себе не являются источниками прибавочной стоимости, лишь монополия делает их таковыми. Очевидно, что ситуация не изменится от того, если в одном лице мы будем иметь и производителя, и пользователя машины.
Итак, монопольная прибыль — особая разновидность чистого дохода. Если бы она совпала с тем, что мы называем процентом, все было бы в порядке: мы получили бы удовлетворительный ответ сразу на все три наших вопроса. Мы смогли бы выявить источник дохода, объясняемый теорией монополии, обнаружить причину, по какой этот доход попадает в руки монополиста, и, наконец, объяснить тот факт, что ни процесс вменения, ни конкуренция не в состоянии уничтожить этот доход. Впрочем, подобное монопольное положение складывается нерегулярно, а процент между тем существует и без него 12.
Еще одна возможность объяснения наличия постоянного разрыва между стоимостью услуг труда и земли, с одной стороны, и стоимостью продукта — с другой, появилась бы в том случае, если бы в принципе и постоянно будущие блага оценивались ниже существующих. Читатель знает уже, что мы не принимаем этого тезиса, но считаем необходимым формально еще раз упомянуть о нем. Если во всех рассмотренных ранее примерах постоянный источник дохода выводился из постоянной и — по меньшей степени с «частнохозяйственной» точки зрения — производственной услуги, то здесь бы речь зашла о нечто ином, о, так сказать, собственном движении стоимостей. До сих пор мы искали объяснение явления процента в процессе образования стоимости или цены производственной услуги особого рода. В соответствии с данным тезисом его следовало бы объяснять соотношением стоимостей и цен услуг труда и земли, с одной стороны, и предметов наслаждения — с другой. Здесь разница между стоимостью продукта и стоимостью средств прозиводства проявилась бы даже более четко и рельефно, чем в случае с монополией. Излишек стоимости над издержками ipso facto (на деле) означал бы чистый доход и одновременно превышение «стоимости капитала», представляемого произведенными средствами производства. Тем самым автоматически доказывалось бы неисчезновение и невключение данного излишка. Дело в том, что, если придерживаться подобной точки зрения, стоимость будущего продукта нельзя целиком вменить средствам производства или включить в их стоимость, поскольку стоимость продукта представляется хозяйственным субъектам в момент вменения или включения меньшей, чем она есть на самом деле. Тем самым была бы выявлена возможность существования постоянного потока благ, хотя и неясно, была бы она тождественна реально существующему проценту. Итак, в наших руках был бы ответ на первый вопрос, поскольку имелся бы налицо источник стоимости, порождающий процент. Очевидно, что не представило бы никакого труда ответить и на второй вопрос, почему этот поток благ течет именно к тому хозяйственному субъекту, который стал бы пользоваться ими. Ну а третий вопрос, о неисчезновении дохода, о его постоянстве — пожалуй, самое заковыристое место в проблеме процента, — отпал бы просто сам собой. Поскольку излишек стоимости, как было объяснено, возникает отнюдь не за счет вменения, то нет никакого резона еще раз задать вопрос, почему же все-таки он не вменяется? - о;
21*
Таким образом, этот ход мыслей вполне удовлетворителен, и с логической стороны он — хотя, по моему мнению, здесь возникают некоторые противоречия с реальным ходом экономических процессов — вполне бы устроил нас, но при одном условии. Последнее заключается в том, что фактор времени должен бы оказывать самостоятельное, независимо от других факторов, прежде всего от существом
вания процента, влияние на оценку хозяйственным субъектом стоимости продукта. Но как раз течение времени и не обладает первично самостоятельным влиянием. К тому же и увеличение стоимости отдельных благ с течением времени здесь ничего не доказывает. Поскольку данное обстоятельство само бросается в глаза и играет известную роль в экономической литературе, посвятим и ему несколько слов.
Имеется два вида подобного увеличения стоимости некоторых благ. Во-первых, бывает так, что со временем изменяются реальные или потенциальные услуги того или иного блага, в результате чего возрастает ценность последнего. Наиболее часто в качестве примера в эТой связи называют молодой лес и молодое вино. Что же происходит здесь? Под действием естественных процессов, протекающих во времени, лес и вино действительно превращаются в более ценные блага. Но улучшаются только их физические свойства. С экономической же точки зрения эта более высокая стоимость уже содержится в молодых саженцах и только что заложенном в погреба вине, поскольку она зависит от них. С точки зрения фактов, с которыми мы познакомились, эти саженцы и молодое вино должны стоить ровно столько, сколько стоят зрелый лес и выдержанное вино. Поскольку лес и вино можно продать для целей потребления еще до достижения ими полной зрелости, их владельцам приходится определять, какая из двух представляющихся им возможностей принесет больший доход за один и Тот же хозяйственный период: дать вину и лесу дозреть, что потребует, разумеется, времени, или продать их и начать новое производство. Они выбирают наиболее выгодный вариант и, руководствуясь им, с самого начала определяют стоимость саженцев и молодого вина. В реальной действительности все происходит не так. Стоимость леса и вина возрастает по мере их созревания. Но это объясняется главным образом существованием факторов естественного и личного — под ним подразумевается возможность недожития до полного вызревания — риска, а также процента, который, как мы скоро убедимся, превращает время в элемент издержек. Не будь всех этих моментов, не было бы и прироста стоимости данных благ. Если хозяйственный субъект принимает решение дать лесу и вину дозреть, значит, он выявил, что это выгоднее. В момент, когда принимается решение о новом, более выгодном способе использования леса и вина, их стоимость, очевидно, должна возрасти. Но собственно постоянного роста стоимости блага с течением времени, т. е. как первичного и самостоятельного явления, быть не может.
Второй случай — это тот, когда в физическом отношении полезные услуги остаются неизменными, но тем не менее их стоимость со временем возрастает. Этот феномен объясняется появлением дополнительного спроса и является следствием развития. Рассмотрение данного случая не связано ни с какими трудностями. Если это увеличение спроса для хозяйственных субъектов было неожиданным, появляется временная прибыль, которая вовсе не тождественна постоянному приросту стоимости блага. Этого прироста не будет и в том случае, если они заранее рассчитывали на увеличение спроса, поскольку он с самого начала вменяется соответствующему благу. Если же в практической жизни тем не менее создается видимость прироста стоимости каких-то благ, то это надо объяснять точно так же, как и в случае с улучшением физических свойств.
4. Итак, мы исчерпали все основные возможности выпутаться из дилеммы процента, но добиться успеха не смогли. И здесь нам приходится вновь возвращаться к стоимостным ажио (Wertagio), о которых мы уже не раз упоминали и которые мы с полным правом можем рассматривать в качестве чистой прибавочной стоимости. В общем определении ажио — излишек стоимости, т. е. превышение стоимости продукта над издержками. Оно обязано своим существованием некоему особому обстоятельству, повышающему стоимость продукта. Вместе с тем стоимостное ажио — это излишек над равновесной стоимостью (Gleich- gewichtswert) блага, определяющей его ноложение в хозяйственном кругообороте. Тем самым уже ipso facto (в силу самого факта) подобное стоимостное ажио приобретает характер чистого дохода и источника потока благ. Это в известной степени напоминает случай с систематическим занижением стоимости будущих благ.
Обстоятельства, ведущие к тому, что стоимость продукта превышает стоимость средств производства его, а разница между ними становится источником прибыли, могут сложиться и в экономике без каких-либо признаков развития. Там также существуют стоимостные ажио и дизажио. Такими обстоятельствами могут быть ошибки и благоприятные стечения обстоятельств, непреднамеренные и неожиданные отклонения хода хозяйственного процесса от хозяйственного плана, бедственное положение и случайное изобилие благ и т. д. Все эти стоимостные ажио и дизажко представляют собой разницу, существующую между фактической стоимостью и нормальной стоимостью, а также между фактической стоимостью и стоимостью использованных средств производства. Значительно чаще, однако, встречаются имеющие гораздо большее значение те стоимостные ажио, которые своим появлением обязаны развитию. К их рассмотрению мы сейчас и обратимся, оставив в стороне сферу кругооборота. Мы уже разбили их на две основные группы. В первую входят ажио, которые объективно порождает само развитие, в создании которых в известной степени проявляется само развитие. Их существование объясняется также тем, что хозяйственные субъекты находят новые, более выгодные способы применения благ, стоимость которых пока еще определяется другими, менее выгодными способами использования. Ажио и дизажио, входящие во вторую группу, порождаются обратным воздействием развития, которое проявляется в увеличении или уменьшении спроса на определенные блага по сравнению с наблюдавшейся ранее и ожидаемой в будущем величиной спроса.
Еще раз подчеркнем, что все эти ажио — и здесь Бём- Баверк с нами согласился бы — являются действительно реально существующими излишками стоимости в любом значении этого слова. Им не угрожает ни Сцилла включения, ни Харибда вменения издержек. Все потоки благ, попадающие в руки хозяйственных субъектов, должны прямо или косвенно вытекать из этого источника. Однако вспомним сделанный нами вывод о том, что, с одной стороны, конкуренция, а с другой — процесс образования стоимости делают невозможным постоянное превышение стоимости над издержками. Если мы попытаемся ответить на вопрос, при каких условиях это превышение имеет место на практике, то сможем увидеть, что оно присуще не всем благам и не какой-то одной, особой категории этих благ. Оно не связано также ни с какими определенными свойствами благ или их функций в производстве. Стоимость превышает издержки только применительно к конкретным количествам благ. Если, например, предприятие начинает неожиданно испытывать потребность в машинах определенного вида, то их стоимость для данного предприятия повышается й Тот, кто владеет этими машинами, частично или полностью может обеспечить себе это стоимостное ажио. НО если появление дополнительного спроса предвидели заранее, то нужно предположить, что конкурирующие производители также займутся выпуском подобных машин. В этом случае либо вообще не будет получено никакой прибыли, либо — если производство не поспевает за спросом — прибыль будет вменена первичным факторам производства. Если же появление спроса заранее не предвидели, он продолжает существовать и народное хозяйство имеет возможность приноровиться к нему, или если, наконец, появление дополнительного спроса для всех неожиданно, но производители имеют достаточно времени, чтобы осуществить соответствующий производственный процесс, то ажио не получит ни тот, кто владеет машиной, ни кто-либо другой — его просто не будет. Таким образом, если все такие условия будут выполнены, ажио все же будет иметь место применительно к индивидуальному количеству благ. Но после его потребления оно уже не переходит на те количества благ, которые приходят на смену потребленным. Причины, вызвавшие возрастание стоимости, либо отпадут сами по себе — в конечном счете дополнительный спрос может быть удовлетворен, — либо их устранит расширение производства 13. Прирост стоимости может сохраняться в течение длительного времени только в том случае, если речь будет идти о «непродуктах», т. е. о труде и земле. В этом случае происходит постоянное возрастание заработной платы и ренты в народном хозяйстве в целом, а не только заработной платы рабочих, занятых непосредственно в данной сфере, а также ренты с тех участков, которые в ней используются. Следовательно, ажио благ может иметь место только там, где прекращается процесс вменения и выравнивания, т. е. в сфере первичных факторов производства, и там, где экономика не в состоянии достаточно быстро адаптироваться к изменениям в экономических процессах. При этом постоянный прирост стоимости — фактически также заработной платы и ренты — возможен лишь в первом случае, поскольку во втором он носит эпизодический характер и, как правило, распространяется на индивидуальное количество благ. Таким образом, совершенно ясно, что ни один хозяйственный субъект не может извлекать постоянный доход, источником которого является ажио произведенных им благ. В реальной действительности &>МиО достаётся то одному, то другому хозяйству, но отнюдь не на долгий срок. Приведем давно известный пример 14. Тот, кто продает колонисту, поселившемуся в пустынной местности, губную гармошку, наверняка получит па этой сделке прибыль. Но если он постоянно не занимается торговлей, эта прибыль будет носить случайный характер. Если же он торговец и между ним и его соторгов- цами существует конкуренция, то вся его выручка сведется к заработной плате и, следовательно, прибыль как таковая исчезнет. При отсутствии конкуренции мы будем иметь дело здесь с монопольной прибылью.
5. Теперь мы имеем возможность сформулировать шесть основных положений нашей теории процента, из которых пять первых почти полностью выводятся из того простого постулата, согласно которому процент есть явление стоимости и элемент цены. Данный постулат принимает любая теория процента, претендующая на научность. Это выводы, к которым мы пришли на основе всего предшествующего изложения. Правда, в окончательной форме они будут обоснованы ниже.
Положение первое. Источником процента в принципе могут быть только стоимостные ажио, поскольку при нормальном течении экономических процессов никаких иных стоимостных излишков не образуется. Сказанное распространяется, разумеется, только на процент по кредитам, предоставляемым на производственные цели, т. е. на процент в узком смысле слова. Это не относится к проценту по потребительским кредитам, предоставляемым на производственные цели. В тех случаях, когда процент представляет собой вычет из заработной платы и земельной ренты, он, конечно, не имеет ничего общего с ажио. Источником же обильного потока благ, который в каждом хозяйственном периоде регулярно поступает в кассу капиталистов, поддерживая тем самым его существование, могут быть только стоимостные ажио. На этом пункте мы еще остановимся в дальнейшем. Надо иметь в виду, что в экономике, помимо ажио, имеется еще один излишек стоимости, а именно монопольная прибыль. В связи с этим наш тезис исходит из предположения, что монопольная прибыль не может быть типичным источником процента. Но это, как было уже сказано, нуждается в солидном обосновании. При сделанных оговорках процента вне развития не существовало бы вообще. Процент — это один из компонентов тех громадных волн в море экономических стоимостей, которые порождают развитие. Чтобы обосновать данный выводимы вначале показали, что процесс образования стоимости в рамках хозяйственного кругооборота исключает существование процента. При этом исследовались как сам этот процесс, так и самые различные несостоятельные попытки обнаружить большую разнйцу между стоимостью продукта и стоимостью средств производства в экономике, где отсутствует развитие. Теперь настал момент показать, как растет стоимость продукта и возникает вышеупомянутая разница в процессе развития. В ходе дальнейшего изложения этот наш тезис не будет звучать столь странно. Впрочем, и теперь очевидно, что при непредвзятом подходе к вещам наша теория не представляется столь оторванной от действительности, как это кажется на первый взгляд: несомненно, что именно промышленное развитие является если не единственным, то по крайней мере главным источником дохода в форме процента16.
Положение второе. Ажио, возникающие в процессе развития, распадаются, как мы видели, на две группы: на предпринимательскую прибыль и ажио, «являющиеся результатом обратного воздействия процесса развития». На данной стадии исследования мы уже знаем, что возникновение процента не может быть связано с ажио, попадающими во вторую группу. Нам легко сделать подобный вывод, поскольку процесс их возникновения не несет на себе никаких покровов таинственности. Возьмем, к примеру, хозяина мелочной лавки, который длительное время получает доход выше среднего уровня, так как в той деревне, где он живет, строится фабрика. Ему достается определенная прибыль. Сама она не может быть процентом, поскольку носит временный характер и вскоре уничтожается возникшей конкуренцией. Но она не может быть и источником процента, разумеется при условии, что лавочник получает ее, не прилагая никаких дополнительных усилий, а просто повышая цены. В таком случае с прибылью ничего более не происходит: лавочник прячет деньги в надежное место и употребляет их по своему усмотрению. Проценту здесь возникнуть негде. Следовательно, источником процента должна быть предпринимательская прибыль. Это, конечно, косвенное доказательство, и по сравнению с другими фактами, которые подтверждают наш вывод и которые мы почерпнем из опыта и последующего анализа, оно отступит на второй план. Итак, развитие каким-то образом направляет капиталисту часть предпринимательской прибыли. Процент действует здесь как своего рода налог на предпринимательскую прибыль.
Положение третье. Вместе с тем ни вся предпринимательская прибыль, ни какая-то часть ее не может прямо и непосредственно образовывать процент, поскольку она также представляет собой временное явление. Здесь мы еще раз убеждаемся: процент не может быть связан с конкретными благами. Любой излишек стоимости, имеющий отношение к конкретному благу, по своей природе непостоянен; И хотя подобные излишки стоимости то и дело возникают в процессе развития — здесь необходимо специальное исследование для доказательства недолговечности излишков стоимости в каждом из этих случаев, — тем не менее очевидно, что непосредственно из них постоянный доход возникнуть не может. Поскольку же процент является таковым, он не может быть тождествен ажио конкретных благ. Источником процента являются ажио определенной категории, но никакое ажио просто так не становится процентом.
Итак, процент как значительное социальное явление есть продукт развития 17, его источником является предпринимательская прибыль, и он не связан с конкретными благами. Эти три положения составляют основу нашей теории процента. Содержащиеся в них выводы кладут конец непрекращающимся попыткам увидеть присущий проценту элемент — постоянный — стоимости в конкретных благах 18. Это существенно сужает поле деятельности при разработке проблемы процента.
6. Настало время приступить к изложению основного вопроса. Ответив на него, мы сумеем решить в основном и всю проблему процента. Теперь этот вопрос формулируется следующим образом: как из постоянно существующей, но индивидуально постоянно временной, непрерывно появляющейся, но индивидуально также непрерывно исчезающей, мимолетной и постоянно меняющейся предпринимательской прибыли образуется постоянный доход в виде процента с неизменного капитала? Эта постановка вопроса учитывает сделанные нами до сих пор выводы и не зависит от направления нашего дальнейшего пути. Если нам удастся найти на него удовлетворительный ответ, то мы сможем решить проблему процента методом, удовлетворяющим всем требованиям Бём-Ваверка. Вполне вероятно, что наше решение не лишено недостатков, но среди таковых нет ни одного из тех пороков, которые были присущи всем предшествующим теориям.
Дальнейший путь мы начинаем с изложения четвертого положения, которое противоречит всем существующим теориям, исключая теорию эксплуатации. Здесь нам придется ниспровергать авторитеты. Вот это положение: в коммунистическом или любом другом нерыночном хозяйстве процента как самостоятельного явления стоимости не существует. Само собой разумеется, в таких условиях процент выплачиваться не будет. Само собой разумеется, что и здесь будут иметь место те явления стоимости, которые в рыночном хозяйстве служат источником процента. Но как специфический феномен стоимости, как экономический показатель и даже как понятие процент там существовать не будет. В этом смысле процент неразрывно связан с рыночной экономикой и не может существовать вне таковой. Уточним нашу мысль: в чисто коммунистической экономике заработная плата и земельная рента тоже не выплачиваются. Но услуги труда и земли и их стоимости не только существовали бы там, но и являлись бы важным элементом хозяйственного плана, чего нельзя сказать о рассматриваемом нами проценте. Той действующей силы (Agens), за которую выплачивается процент, в коммунистической экономике просто нет. Поэтому она не может быть и объектом оценки. И как следствие там не может существовать постоянный чистый доход, который соответствовал бы доходу от процентов (Zinseinkommen). Следовательно, хотя процент — это экономическая категория: она прямо не создается внеэкономическими силами, — тем не менее она встречается только в рыночной экономике.
Почему же процент существует только в рыночной экономике? Ответ на данный вопрос подводит нас к пятому положению, которое позволит нам сделать первое предварительное суждение о том, как устроен этот удивительный насос, откачивающий блага из предпринимательской прибыли и формирующий из них поток. Очевидно, капиталист как-то связан с производством. С технической стороны производственный процесс не зависит от того, в условиях какой социальной организации он протекает. Он всегда остается производственным процессом и постоянно требует только благ, ничего кроме благ. Следовательно, принципиального различия тут нет. Его мы находим в другом. Дело в том, что — мы об этом говорили не раз — в рыночной экономике предприниматель относится к своим производственным благам совсем не так, как центральный орган нерыночной экономики. Последний располагает ими с самого начала, а первому еще предстоит заполучить их в свои руки.
То, что именно в этом коренится решающее различие, вытекает из следующего: если бы предприниматель с самого начала располагал нужными ему благами, то и в условиях рыночного хозяйства производство осуществлялось бы без всякого участия процента. Это положение легко доказуемо. В рамках нормального хозяйственного кругооборота ни один хозяйственный субъект не в состоянии реализовать никаких чистых доходов, помимо заработной платы, земельной ренты и монопольной прибыли. При этом совершенно безразлично, располагает ли он необходимыми средствами производства с самого начала или ему нужно их как-то предварительно получить в свои руки. Ведь и в последнем случае они предлагаются ему как бы автоматически и всегда по таким ценам, что у него пойдут дела столь же хорошо, как и в первом. Данный вопрос нами уже рассматривался в главе первой. Иная ситуация возникает при появлении новых предприятий. Если предприниматель уже располагал необходимыми ему средствами производства, то он получит свою прибыль и ничего другого не произойдет. Прибыль не просто остается у него в руках, а остается как гомогенная величина, никакая часть которой не обособляется. Принадлежащие предпринимателю блага становятся субстратом, «носителем» временных излишков стоимости, но особого постоянного дохода при эТом не образуется. Стоимость услуг его постоянных средств производства просто раз и навсегда возрастает, а величина этого прироста, как отмечалось, целиком отражается в повышении заработной платы и ренты. Это вытекает из положений предшествующей главы, к которой я и отсылаю читателя. Возражение, суть которого состоит в том, что предприниматель якобы сам себе начисляет процент даже тогда, когда нужные средства производства «у него уже имеются», впоследствии само собой отпадет, поскольку станет ясно, что в данном случае речь идет о последствиях существования реального процента. Пока же мы во избежание лишних споров согласимся с результатами проде- лайною анализа и будем считать, что в рыночной экономике, где предприниматели всегда располагают необходимыми им средствами производства — всеми услугами труда и земли, в которых они нуждаются,.их как бы наделяет некая магическая сила, — процент существовать не мог бы.
Как не каждое ажио является предпринимательской прибылью, так и не всякая предпринимательская прибыль порождает процент. Это происходит лишь там, где средства производства, необходимые для реализации планов предпринимателя, существуют, находясь в собственности других хозяйственных субъектов, не участвующих в планах первого. Последняя оговорка необходима потому, что иначе мы имели бы дело со своего рода «коллективным» («групповым») предприятием и данный случай ничем не отличался бы от предыдущего. Здесь и следует искать разгадку. В чем же специфика последнего случая? Только в том, что в отличие от центрального органа коммунистической экономики и предпринимателя, «уже наделенного» нужными благами, которые имеют возможность немедленно приступить к производству, хозяйственный субъект, не поставленный в подобное привилегированное положение, нуждается в средствах, на которые он может приобрести все эти блага. Что касается процесса кругооборота, то мы вполне можем предположить, что эти средства дает ему продукт предшествующего периода. Но, начиная новое производство, пред-1 приниматель в принципе не имеет возможности получить этот продукт. Преградой для него является здесь частная собственность на средства производства. Преодолеть ее предпринимателю помогает капиталист. Итак, мы можем сказать, что процент тесно связан с той силой, функция которой состоит в устранении препятствий, воздвигаемых на пути развития институтом частной собственности. В конечном счете процент есть следствие своеобразного устройства частнохозяйственной организации. Он представляет собой как бы «опилки», которые образуются при трении планов предпринимателя о шершавую поверхность существующих отношений собственности. Так, идя другим путем, мы приходим к выводу, который уже напрашивался ранее. Нам могут возразить, что в жизни процент встречается не только в капиталистическом рыночном хозяйстве, куда его помещает наша теория, но и за его пределами. На это возражение мы ответим несколько позже.
7. Всего один шаг отделяет нас от окончательной формулировки вопроса. Прежде чем сделать этот шаг, я хочу обратить внимание читателя на то, что в нашей трактовке проблемы процента речь идет о нечто ином, чем в общепринятой. Читатель должен отдавать себе отчет в том, что, говоря о проблеме процента, мы имеем в виду не совсем то явление, о котором думает большинство теоретиков. Хотя это и так очевидно, все же не будет лишним, если мы подробнее осветим этот момент.
С этой целью мне хотелось бы остановиться на общепринятом различении ссудного процента и первичного процента на капитал. Различие между ними проводится уже в первых глубоких исследованиях природы процента. Оно было и остается одним из основополагающих принципов теории процента. Естественно, исследование проблемы процента началось с анализа процента по потребительским кредитам. Дело в том, что объектом теории процента вначале был исключительно ссудный процент, выступавший как самостоятельный вид Дохода, обладающий многими отличительными признаками. Всегда проще анализировать обособленный вид дохода, чем тот, который еще надлежит очистить от инородных элементов. Именно поэтому сущность земельной ренты была впервые познана в Англии, где она не только существовала как экономическая категория, но и фактически выплачивалась как самостоятельный вид дохода. С потребительского же кредита начали потому, что он был важнейшей и наиболее известной формой процента еще во времена античности и средневековья. Правда, тогда же существовал и процент по кредитам, предоставлявшимся на производственные нужды. Но в эпоху античности процент существовал в той среде, где не занимались философствованием, а философы только бегло касались экономических вопросов и обращали свое внимание На тот вид процента, который был известен в их кругу. Позже, в средние века, элементы капиталистической экономики также были фактом реальной действительности, но о них знал только узкий круг лиц, которым некогда было предаваться теоретическим рассуждениям и писать трактаты. Отцы церкви, знатоки канонического права, философы, руководствовавшиеся церковными догмами и учением Аристотеля, — все они были знакомы только с процентом по потребительским кредитам, и надо сказать, что это знакомство было не слишком приятным. Их презрение и ненависть к ростовщикам, обиравшим неимущих, пользовавшимся слабостями легкомысленных или порочных людей, побуждали их враждебно относиться ко всякому взиманию процента. Этим можно объяснить и те многочисленные запреты, налагавшиеся на этот род деятельности.
Из наблюдений за деловой жизнью, протекавшей в период роста и укрепления капиталистической экономики, постепенно формировалась в корне противоположная точка зрения. Было бы преувеличением утверждать, что процент по кредитам, предоставлявшимся на производственные цели, был открыт только в новое время. Но по тем последствиям, которые повлекло за собой выделение именно этого вида кредита, данный процесс вполне можно приравнять к открытию. При всем том выяснилось, что старая теория просто-напросто игнорировала одну из сторон рассматривавшегося явления. Как оказалось, важнейшую. Кроме того, всем стало ясно, что должник вовсе не обязательно становится беднее от того, что берет кредит. Данное обостоятельство помогло преодолеть чувство всеобщей враждебности по отношению к проценту и сделало теорию несколько более научной. Через всю английскую литературу, включая труды Адама Смита, красной нитью проходит мысль о том, что кредит (заем) дает возможность получать прибыль. Во всех этих теориях слабого заемщика сменил сильный, вместо жалкой кучки нуждащюхися бедняков и легкомысленных землевладельцев появилась фигура нового плана — предприниматель. Конечно, это положение не было достаточно четко сформулировано в теориях, но суть дела была отражена верно. Именно здесь находится отправная точка и нашей собственной теории.
Но для данной группы теоретиков процент по кредитам, предоставлявшимся на производственные цели, все еще оставался разновидностью ссудного процента. Правда, его источником признавалась предпринимательская прибыль. Но отсюда нельзя сделать заключения, что предпринимательская прибыль есть процент, подобно тому как из факта существования дохода от продажи продукта как источника заработной платы нельзя сделать вывод о том, что весь доход идет на заработную плату. В целом же о кратких и довольно поверхностных рассуждениях теоретиков того периода о проценте можно с уверенностью сказать только одно: они не только не отождествляли процент с прибылью, но и считали их, в сущности, явлением разного порядка. Они, как видно на пример