1. В чем заключается отличие продуктивных проявлений индивидуальности от инструментальных?
2. Какие уровни классификации личностных смыслов Вы можете выделить?
3. Что понимается под экзистенциальным направлением в психологии личности?
4. Как в отечественной психологии понимается проблема бытия личности?
5. Какую роль в теории С.Л.Рубинштейна играют активность, сознание и способность личности к организации времени жизни?
6. Что понимается под «жизненной стратегией» в теории К.А.Абульхановой-Славской?
7. Что является элементами логической структуры поступка по В.А.Роменцу?
8. Как поступки человека связаны со смыслом жизни согласно теории В.Франкла?
Тема 6. Структура личности и различные
Методологические подходы
К ее изучению в психологии
План
6.1. Теории научения
6.2. Когнитивный подход
6.3. Психодинамические модели структуры личности
6.4. Гуманистический подход
6.1. Теории научения
Взгляд на личность с точки зрения теорий научения представлен прежде всего основоположником бихевиоризма Джоном Бродесом Уотсоном (1878 - 1958). Он выступал против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание[44]. Предпосылкой этого подхода являлось положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, так как оно якобы открыто только для «внутреннего зрения» (интроспекции).«Старые» понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Уотсон предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Он выделил 4 класса реакций:
1) видимые – экспрецит (отпирание двери, игра на скрипке);
2) скрытые - привычные реакции – имплицит (мышление, которое мы считаем внутренним разговором);
3) видимые наследственные реакции - инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т.д.);
4) скрытые наследственные реакции - система внутренней секреции (физиология).
Обучение, согласно Уотсону, происходит путем «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. Уотсон использовал учение И. П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения («Обучение животных», 1903). По Уотсону, законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт - биологическое приспособление, лишенное психологического смысла и содержания.
Яркими представителями бихевиоризма были И.П.Павлов, Э.Л.Торндайк, Б.Ф.Скиннер (радикальный бихевиоризм), А.Стаатс (психологический бихевиоризм), Дж.Доллард и Н.Э.Миллер (психоаналитическая теория научения), Э.Ч.Толмен, К.Л.Халл (необихевиоризм), В.Мишель и А.Бандура (когнитивное социальное научение).
_______________________________________________________
! Задание 6.1. Заполните таблицу, проведите сравнительный анализ теорий научения и дайте определения основным понятиям:
Портрет | Имя ученого | Краткая биография | Суть теории | Основные понятия |
Радикальный бихевиоризм | ||||
Скиннер __________ __________ | ||||
Психологический бихевиоризм | ||||
Стаатс __________ __________ | ||||
Психоаналитическая теория научения | ||||
Доллард __________ __________ | ||||
Миллер __________ __________ | ||||
Необихевиоризм | ||||
Толмен __________ __________ | ||||
Халл __________ __________ | ||||
Когнитивное социальное научение | ||||
Мишель __________ __________ | ||||
Бандура __________ __________ |
& Клонингер, С. Теории личности: Познание человека: Пер. с англ. / С. Клонингер. - 3 изд. - СПб.: Питер, 2003. – С. 346 – 468.
Первин, Л.А. Психология личности: Теория и исслед.: Пер. с англ.: Учеб. / Л. А. Первин, О. П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 327 – 373.
Холл, К.С. Теории личности = Theories of Personality: Пер. с англ. / К. С. Холл, Г. Линдсей. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 1999. - 592 с. - С. 542 – 657.
Хьелл, Л. Теории личности: основ. положения, исслед. и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - [3-е изд.]. - СПб.: Питер, 2006. – С. 331 – 431.
_______________________________________________________