Вопросы к теме 5

1. В чем заключается отличие продуктивных проявлений индивидуальности от инструментальных?

2. Какие уровни классификации личностных смыслов Вы можете выделить?

3. Что понимается под экзистенциальным направлением в психологии личности?

4. Как в отечественной психологии понимается проблема бытия личности?

5. Какую роль в теории С.Л.Рубинштейна играют активность, сознание и способность личности к организации времени жизни?

6. Что понимается под «жизненной стратегией» в теории К.А.Абульхановой-Славской?

7. Что является элементами логической структуры поступка по В.А.Роменцу?

8. Как поступки человека связаны со смыслом жизни согласно теории В.Франкла?


Тема 6. Структура личности и различные

Методологические подходы

К ее изучению в психологии

План

6.1. Теории научения

6.2. Когнитивный подход

6.3. Психодинамические модели структуры личности

6.4. Гуманистический подход

6.1. Теории научения

Взгляд на личность с точки зрения теорий научения представлен прежде всего основоположником бихевиоризма Джоном Бродесом Уотсоном (1878 - 1958). Он выступал против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание[44]. Предпосылкой этого подхода являлось положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, так как оно якобы открыто только для «внутреннего зрения» (интроспекции).

«Старые» понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Уотсон предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Он выделил 4 класса реакций:

1) видимые – экспрецит (отпирание двери, игра на скрипке);

2) скрытые - привычные реакции – имплицит (мышление, которое мы считаем внутренним разговором);

3) видимые наследственные реакции - инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т.д.);

4) скрытые наследственные реакции - система внутренней секреции (физиология).

Обучение, согласно Уотсону, происходит путем «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. Уотсон использовал учение И. П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения («Обучение животных», 1903). По Уотсону, законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт - биологическое приспособление, лишенное психологического смысла и содержания.

Яркими представителями бихевиоризма были И.П.Павлов, Э.Л.Торндайк, Б.Ф.Скиннер (радикальный бихевиоризм), А.Стаатс (психологический бихевиоризм), Дж.Доллард и Н.Э.Миллер (психоаналитическая теория научения), Э.Ч.Толмен, К.Л.Халл (необихевиоризм), В.Мишель и А.Бандура (когнитивное социальное научение).

_______________________________________________________

! Задание 6.1. Заполните таблицу, проведите сравнительный анализ теорий научения и дайте определения основным понятиям:

Портрет Имя ученого Краткая биография Суть теории Основные понятия
Радикальный бихевиоризм      
Скиннер __________ __________      
Психологический бихевиоризм      
Стаатс __________ __________      
Психоаналитическая теория научения    
Доллард __________ __________      
Миллер __________ __________      
Необихевиоризм        
Толмен __________ __________      
Халл __________ __________      
Когнитивное социальное научение      
Мишель __________ __________      
Бандура __________ __________      

& Клонингер, С. Теории личности: Познание человека: Пер. с англ. / С. Клонингер. - 3 изд. - СПб.: Питер, 2003. – С. 346 – 468.

Первин, Л.А. Психология личности: Теория и исслед.: Пер. с англ.: Учеб. / Л. А. Первин, О. П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 327 – 373.

Холл, К.С. Теории личности = Theories of Personality: Пер. с англ. / К. С. Холл, Г. Линдсей. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 1999. - 592 с. - С. 542 – 657.

Хьелл, Л. Теории личности: основ. положения, исслед. и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - [3-е изд.]. - СПб.: Питер, 2006. – С. 331 – 431.

_______________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: