Психодинамические модели структуры личности

Как было отмечено в п.2.3 возглавил это направление З.Фрейд. Вслед за Фрейдом появилось много теорий в рамках психоаналитического направления: аналитическая психология К.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, межличностный психоанализ К.Хорни и Г.Салливена и др.

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов. Он развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Получила известность концепция психологических типов, разделяемых по установке (экстра- и интровертированные) и по сочетанию функций («мышление», «чувства», «сенсорика» и «интуиция»).

В индивидуальной психологии Адлера - в центре внимания проблема целеориентированности поведения человека, осмысленности жизни, возникновения комплекса неполноценности и компенсаторных и сверхкомпенсаторных механизмов.

Хорни подчеркивала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Она придавала значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

Салливен считал, что главной детерминантой психического развития выступают межличностные отношения (как реальные, так и воображаемые), в которых личность формируется и проявляется.

_______________________________________________________

! Задание 6.3. Раскройте основные положения постфрейдистстких теорий и понятий, сравните их между собой, заполнив таблицу:

Портрет Имя ученого Краткая биография Суть теории Основные понятия
Фрейд __________ __________      
Юнг __________ __________      
Адлер __________ __________      
Хорни __________ __________      
  Салливен __________      

& Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. - СПб.: Акад. проект, 1997. - 256 с.

Клонингер, С. Теории личности: Познание человека: Пер. с англ. / С. Клонингер. - 3 изд. - СПб.: Питер, 2003. – С. 102 – 246.

Первин, Л.А. Психология личности: Теория и исслед.: Пер. с англ.: Учеб. / Л. А. Первин, О. П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 98 – 194.

Психология личности: Хрестоматия: Учеб. пособие. Т.2 / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2002. - 544 с.

Холл, К.С. Теории личности = Theories of Personality: Пер. с англ. / К. С. Холл, Г. Линдсей. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 1999. - С. 14 – 186.

Хьелл, Л. Теории личности: основ. положения, исслед. и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - [3-е изд.]. - СПб.: Питер, 2006. – С. 110 – 267.

Юнг, К.Г. Психологические типы: [пер. с нем.] / К. Г. Юнг. - М.: АСТ: Хранитель, 2006. - 761 с.

Анцыферова, Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга: (Статья первая: особенности развития личности в первой половине жизни) / Л. И. Анцыферова. // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 2. - С. 16-26; № 3. - С. 10 - 19.

_______________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: