Глоссарий. Акселерация(от лат. Acceleration – ускорение) – отмеченное за последние 100-150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и

А

Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – отмеченное за последние 100-150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся увеличением их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении

В

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик, индивидуального развития

Возрастбиологический –возраст, характеризующийся определенной типичной степенью анатомического и физиологического развития индивида

Возраст психологический – это характеристика человека как индивидуальности, которая измеряется в ее внутренней системе отсчета

Г

Группа социальная – это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.)

Д

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности

Ж

Жизненный путь – наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти

Жизненная стратегия - это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью; это выбор, определение и реализация ценностей жизни

И

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) – отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеческого рода:

1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт;

2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость

К

Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых психических образований (новообразований)

Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание).

Л

Личность

1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении

М

Мотив (от лат. mover – приводить в движение, толкать) – это:

1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности

Н

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом

О

Онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма

П

Персоногенез – это процесс формирования индивидуальности личности и ее жизненного пути

Половой диморфизм (от лат. di - два, morphe - форма) – явление общебиологическое, широко распространенное среди раздельнополых форм животных и растений, анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов

Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности

Р

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя или с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке

Роль социальная – социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений

С

Сензитивные периоды – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности

Социогенез – происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях

Смыслы личностные – это глубинные образования личности, изменяющиеся в результате изменения деятельности

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования

Статус (от лат. status – положение, состояние) – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии

Субъект деятельности – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Т

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

У

Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им проявления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту

Ф

Филогенез (от греч. phyle - род, племя, вид и genos - происхождение)– историческое формирование группы организмов

Х

Характер (от греч. character – печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения

Ч

Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности


[1] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 40 – 41.

[2] Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 163 – 164.

[3] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 82 – 83.

[4] Гуревич, П.С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов / П.С.Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 72.

[5] Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 135.

[6] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 227.

[7] http://botmaster.ru.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RCunwgxy!,lruilqg

[8] Психофизиология: Словарь / Авт. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.

[9] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 280.

[10] Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 282.

[11] http://ru.wikipedia.org/wiki/

[12] http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/

[13] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 297 - 302.

[14] Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 136 - 137.

[15] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев; под ред. В. В. Давыдова [и др.]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. – С. 291.

[16] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 352.

[17] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 179.

[18] Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин. // Вопросы психологии. – 1971. - № 4. – С.

[19] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во полит. лит., 1977. – 304 с.; С. 206 - 230.

[20] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 288 – 289.

[21] http://www.old.kspu.ru/ffec/psych/ps4.html

[22] http://www.old.kspu.ru/ffec/psych/ps4.html

[23] Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.

[24] Эриксон, Э.Г. Детство и общество = Childhood and Society: Пер. с англ. / Э. Г. Эриксон. - 2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Летний сад, 2000. - 416 с.

[25] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 207 - 226.

[26] Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 608 с.

[27] http://ru.wikipedia.org/wiki

[28] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 282 - 293.

[29] Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 193.

[30] Первин, Л.А. Психология личности: Теория и исслед.: Пер. с англ.: Учеб. / Л. А. Первин, О. П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 43.

[31] Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 346 - 347.

[32] Там же, С. 384.

[33] Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С.279 – 280.

[34]. Там же, С. 84 - 85.

[35] Культурология: энциклопедия: [в 2 т.]. Т. 1 / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. - М.: РОССПЭН, 2007. - 1390 с.

[36] Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 373.

[37] Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 353 – 354.

[38] Все определения взяты из источника: Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

[39] Коржова, Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей / Е. Ю. Коржова. – СПб.: Институт Практической психологии, 2004. – С. 386.

[40] Братусь, Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности: Хрестоматия: Учеб. пособие. Т.2 / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2002. – С. 407 - 410.

[41] Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - С. 641 - 643.

[42] Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - С. 67.

[43] Там же, С. 69.

[44] 24 февраля 1913 г. Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с точки зрения бихевиориста»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: