Специфика культуры на каждом историческом этапе развития наилучшим образом раскрывается через такой феномен, как искусство. Искусство является стержнем духовной культуры. Оно представляет собой образную летопись и память человечества. Общение с искусством – один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, всестороннего развития.
Обладая во многом общими с культурой функциями, искусство в тоже время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлениями человеческого духа.
Искусство – это одна из важнейших эстетических категорий, характеризующая особую форму общественного сознания, а также человеческой деятельности и ее продуктов. Задолго до науки и права искусство участвовало в познании окружающего мира и самого человека, гармонизации его с природой и социумом. Оно представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
|
|
Выделяются различные определения понятия искусство, тесно связанные между собой. Все их можно свести к следующим подходам в понимании этого явления.
Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности.
Так, например, первобытное искусство зародилось и стало развиваться благодаря способности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы, звуки, движения, обладающие для древнего человека определенной значимостью или ценностью.
Возникшее как необходимая разновидность активной приспособительной деятельности человека искусство было не только спецификой, но и первой формой человеческого познания мира. То, что было неизвестно и непонятно первобытному человеку отображалось в первых произведениях искусства, нередко содержащих элементы фантазии и мистики. Искусство, особым образом помогавшее людям осваивать окружающий мир и природу, объединяло их для совместной жизни и борьбы за существование, для совместного труда и охоты и т.д. Некоторые ученые считают, что процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности.
Искусство неизменно отвечает на трансформацию интересов и требований человека изменением круга основных тем, усложнением своей структуры, появлением новых течений и направлений, обогащением языка. Формируясь, оно повинуется законам, управляющим развитием общества, отражает изменения в его социально-экономической структуре, в общественных отношениях. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий, взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи.
|
|
Но нельзя сказать, что это односторонний процесс, искусство, в свою очередь, оказывает на человека обратное воздействие, имея собственные внутренние закономерности развития и функционирования, свою художественно-эстетическую специфику, несводимую к тем или иным общественным функциям.
Во-вторых, искусство – это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Безусловно, разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям носит условный характер, поскольку в реальной жизни этого разделения не существует, ведь все произведения искусства, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными, иногда имеющими непосредственное практическое значение[75].
К примеру, существование архитектуры как в древние, так и в новейшие времена не отделимо от практических потребностей человека. В отношении жилых зданий и построек общественно-гражданского типа это очевидно. Однако справедливо и в отношении храмовых сооружений. Что собою представляют, например, произведения древнеегипетского зодчества – пирамиды? Эти величественные храмовые постройки создавались как жилища для умерших. Люди верили, что человек не умирает, а лишь переходит в другую жизнь – загробную. И в ней он также нуждается во всем, что окружало его в этом мире. Огромные размеры пирамиды не противоречили ее назначению. Ведь это было жилище не обыкновенного мертвого человека, а властителя всего египетского царства – фараона. Пирамиды в своих размерах как бы соизмерялись с тем величием, к которому фараоны стремились в своей власти. В наше время пирамиды уже не воспринимаются в своем утилитарном значении. Они стали символом эпохи, их создавшей древнеегипетской государственности. Пережившие много веков, они сами стали символом времени, памятником истории и великого искусства древности[76].
Еще одним ярким примером единства пользы и красоты выступает Парфенон. Он был построен при афинском правителе Перикле, в 447 – 438 гг. до н.э. Сооружение должно было стать храмом богини Афины и в то же время иметь узко утилитарное назначение − быть хранилищем казны, своеобразным государственным банком. Статуя Афины была заказана самому выдающемуся скульптору того времени – Фидию. Он сделал ее из дерева, а снаружи всю покрыл золотом и слоновой костью. Таким образом, статуя служила и предметом культа, и «золотым фондом» государства.
Но само культовое назначение Парфенона, по существу, тоже имело практический характер. Подобно многим другим народам, древние греки верили, что боги, как и люди, нуждаются в земных домах, в жилищах. Парфенон и должен был стать таким жилищем божества. В честь богини Афины в ее «доме» устраивались различные культовые службы и празднества, проходившие как бы в ее «присутствии».
Все это относится к внехудожественному значению Парфенона. Однако Парфенон – это, прежде всего, произведение искусства, художественный памятник: в узком смысле этого слова – в честь победы греков над персами, и в широком смысле – памятник афинской государственности и афинской культуре.
|
|
В-третьих, в искусстве проявляются творческие способности человека.
Художественное творчество предполагает осознанную и целенаправленную культурную деятельность, но нельзя сводить искусство к техническому мастерству, когда произведение рассматривается только как сумма формальных приемов, содержанию же отводится лишь роль мотивировки.
Реализация характерного для искусства художественного способа мышления, мышления в образах, потребовала создания особого языка, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира.
«Язык искусства представляет собой специальный, искусственно выработанный язык, организованный в соответствии с определенными общими правилами и законами, целью которых является сделать его универсальным и совершенным средством художественной коммуникации»[77]. Это результат творчества многих поколений мастеров, вобравший в себя из художественного опыта развития искусства все самое лучшее и действенное – приемы, способы, средства выражения, выдержавшие проверку временем.
К примеру, как и во всяком искусстве, образ в архитектуре обладает своей спецификой. Образный язык в архитектуре отличается многозначностью и некоторой неопределенностью. Он обладает достоинством глубины, силы, но не точности. В качестве примера можно привести западно-европейский собор XII-XV вв., носящий название готический. Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца и в соответствии с господствовавшими в те времена понятиями должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, открытого для человека, пронизанного чувством радости, готический собор основывается на идеологически заданных противоположностях. Это прежде всего контраст между интерьером, внутренним видом храма и его внешним обликом. Внутри – сумрак, мерцание свечей, наводящие на размышление о греховности и суетности земной жизни. Снаружи – неудержимый, стремительный полет ввысь, к небу всех шпилей и сводов собора.
В-четвертых, искусство – процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение.
|
|
«Наслаждение от художественных произведений – закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия»[78].
Искусство своим образным строем, своей специфической работой с формами действительности стремится воспроизвести, воплотить в своих формах красоту мира и привнести ее в человеческую жизнь.
В культуре существует сфера «эстетического» (от греч. aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию), позволяющая обнаруживать сущность прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.
С одной стороны, искусство обращено к миру высших духовных ценностей и стремится приобщить к ним обычного человека, формируя эстетические потребности и совершенствуя его внутренний мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит миру материальному, который не всегда согласуется с миром духовных ценностей, а иногда даже противоречит ему. Поэтому искусство направлено на эстетизацию среды, в которой обитает человек.
В античной философии эстетическое воздействие искусства на человека обозначалось термином «катарсис» (греч. katharsis – очищение). Так, например, пифагорейцы лечили телесные недуги, очищали души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель, в свою очередь, понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. По его мнению, в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, плодом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.
В-пятых, искусство – особый способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом.
Искусство можно рассматривать как некий информационный код, благодаря которому передается особого рода информация от одного поколения к другому. Искусство позволяет человеку переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.