1. Составляется зависимость рентабельности продаж от определяющих ее факторов:
где - рентабельность продаж предприятия в целом;
P - прибыль от продаж предприятия;
N - выручка от продаж предприятия;
- рентабельность от продаж i -го вида продукции;
- прибыль от продаж i -го вида продукции;
- рентабельность от продаж i -го вида продукции.
2. Методом групповых индексов проводится факторный анализ рентабельности продаж. Для этого составляется следующая таблица:
Вид про- дук- ции | Удельный вес по выручке, % | Рентабель-ность i -го вида продукции, % | Вклад в рентабельность продаж i -го вида продукции, % | Изменение рентабельности продаж, % | |||||||
Общ. | В том числе за счет | ||||||||||
структуры | рентабельности i -го вида продукции | ||||||||||
9=8-6 | 10=7-6 | 11=8-7 | |||||||||
Пр. 1 | |||||||||||
… | |||||||||||
Итого | X | X | |||||||||
Из таблицы определяется влияние:
|
|
а) изменения в целом структуры и рентабельности отдельных видов продукции на изменение рентабельности продаж;
б) изменения удельного веса и рентабельности отдельных видов продукции на изменение рентабельности продаж.
3. Определяются наиболее выгодные с точки зрения рентабельности для предприятия виды продукции и проводится оценка целесообразности их дальнейшего выпуска или снятия с производства.
В целом существуют следующие группы продуктов:
1. Являются максимально рентабельными, но имеют незначительный удельный вес, поэтому их вклад является незначительным. Это высокомодные и престижные товары.
2. Имеют среднюю рентабельность и максимальный удельный вес в общем выпуске. Это основные товары, которые производят предприятие.
3. Являются не рентабельными, но присутствуют в ассортиментной программе. Это производство товаров, которые не являются основным видом деятельности.
Как правило, в стоимостном анализе необходимо учитывать дополнительно внутренние и внешние ограничения. Внутренние это производственные мощности, внешние – определяются спросом.