История становления конфликтологии

В латинском языке «conflictus» означает буквально «столкновение». В современном «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Китайские мыслители (VII–VI вв. до н. э.) того времени полагали, что источник развития всего существующего – во взаимоотношениях присущих материи положительных (ян) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей.

В Древней Греции и Древнем Риме возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр (610 – 547 до н.э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» – единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон (428 – 348 до н.э.) рассматривал ее как величайшее зло. Цицерон в трактате «О государстве» (106 – 43 до н.э.) выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага. Аврелий Августин(345 – 430) добавил к условиям Цицерона «справедливость на­мерений» ведущего войну.

В Средние века Фома Аквинский (1225 – 1274), развивая, мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т. е. санкция со стороны государственной власти. Великий флорентийский теоретик и государственный деятель средневековья Никколо Макиавелли ( 1469 – 1527) счи­тал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различ­ных групп людей к постоянному и неограниченному материально­му обогащению. Н. Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. Эразм Роттердамский (1469 – 1536) отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. Гуго Граций (1583 –1645) допускал возможность войны между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте. Его рассуждения заложили теоретическую основу для позднейшего понятия нейтралитета.

Английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561–1626) впервые подверг основательному теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов внутри страны, включающую бедственное материальное положение народа, пренебрежение государями мнений сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, также «пасквили и крамольные речи». Томас Гоббс (1588–1679) обосновал в «Левиафане» концепцию «войны всех против всех» как естественное состояния, считая главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желанию завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порож­дает соперничество, недоверие и честолюбие.

В новое время популярны идеи Жан-Жака Руссо (1712–1778) об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор, возможный под жестким контролем народа», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие.

Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен в работе Адама Смита (1723–1790) «Исследования о приро­де и причинах богатства народов». В основе конфликта лежат деле­ние общества на классы, а противоборство между ними выступает как источник поступатель­ного развития общества, а социальный конфликт – как определенное благо человечества.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено.

Прусский военный теоретик Карл Клаузевиц (1780–1831) в труде «О войне» определил природу международного военного конфликта, предложив знаменитую формулу: «Война есть продолжение политики другими средствами». Содержание теории биологической эволюции Чарльза Дарвина (1809–1902) изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859 г.) сформулирована в самом названии – развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов.

Изучение конфликта в XIX в. По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770–1831), главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязанного к труду класса», – с другой. Как сторонник сильной государственной власти, он считал, что государство представляет интересы всего общества и обязано регулировать конфликты, выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство.

В социологии конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в конце 50-х годов XX века и изначально получила название социология конфликта. Это событие связывается с работами К. Левина – «Разрешение социальных конфликтов» и Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).

Как относительно самостоятельное направление психологии в это же время в исследованиях М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. выделяется психология конфликта. Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики.

Благодаря этим исследованиям в 70-е годы XX столетия происходит становление конфликтологической практики. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга; направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии; Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов; Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман создали переговорные методики разрешения конфликта; технологии переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970-1980-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов; всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

Таблица 1

Этапы становления конфликтологии

Этапы становления Характеристика этапов
1 этап Древнейшее время Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношения людей
2 этап Средние века Конфликтологические идеи основаны на религиозном характере
3 этап Эпоха Возрождения Конфликтологические идеи основаны на вере в силу, гуманизм, разум и гармонию, человека, способность преодолевать конфликты
4 этап Новое время (эпоха Просвещения) Возникновение предпосылок к системному подходу в познании и изучении конфликтов
5 этап Первая половина XIX Реальное проявление системного научного подхода в познании и изучении конфликтов
6 этап Вторая половина XIX– первая половина XX Становление теории конфликтов как относительно самостоятельной теории
7 этап Новейшее время конец XX–начало XXI Развитие теории конфликтов, четкое определение ее проблемного поля, формирование конфликтологии как науки и прикладной дисциплины

В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов.

В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году. Значительный вклад в развитие отечественной конфликтологии внесли А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Е. Ворожейкин, Н.В. Гришина, В.В. Дружинин, Д.К. Захаров, С.М. Емельянов, А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.М. Лебедева, С.Д. Резник, А.И. Шипилов, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: