Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть руководителю, прерогативой которого являются функции управления конфликтами. Методика урегулирования (А.Я. Анцупов) конфликтов включает ряд этапов [1].
Этап 1. Психологическая подготовка к урегулированию конфликта.
1. Выявление истинных мотивов конфликтующих сторон, которые тщательно скрываются или проявляются в форме претензий.
2. Решающую роль в объективном анализе может сыграть не предубежденная позиция третьей стороны — непосредственного руководителя участников конфликта, специалиста по урегулированию конфликтов службы управления персоналом, друга, членов семьи, коллег по работе.
3. Уменьшение влияние тяжелой психологической атмосферы, порожденной конфликтной ситуацией, в которой каждая сторона ищет поддержки в окружении, нарушая обычную деловую обстановку в коллективе
4. Первичное формулирование проблемы, которая породила причины конфликта, т. к. прекращение конфликта не всегда приводит к исчезновению причин его возникновения.
Этап 2. Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт.
1. Проблема, породившая причину конфликта, не лежит на поверхности и следует изучить ситуацию, чтобы определить истинную проблему, вызвавшую конфликт и сформулировать ее, т.к. форма в которой выступают конфликты, как правило, скрывает истинную причину их возникновения, или придает им неожиданный облик.
Рис. 12. Методика урегулирования конфликтов
2. В случае нежелания участников конфликта знать истинную проблему конфликта, этим должен заняться специалист подразделения по урегулированию конфликтов службы управления персоналом организации.
3. Необходимо сформулировать проблему ясно и понятно для обеих конфликтующих сторон.
Этап З. Поиски возможных вариантов решения конфликта.
1. В случае, когда конфликтующие стороны используют знание истинной проблемы, вызвавшей конфликт, для ведения борьбы до победного конца сторон, вводя в заблуждение третью сторону, либо добивается прекращения конфликта на выгодных для себя условиях, конфликт не урегулирован, а между противоборствующими сторонами сохраняются тщательно скрываемые агрессивные отношения.
2. Конфликтующие стороны не могут быть полностью удовлетворены результатом урегулирования конфликта, но важнейшим признаком урегулированности конфликта является тот факт, что отношения конфликтующих сторон могут сохраниться нормальными.
3. Конфликт может иметь несколько причин, развиваться в самых разных на правлениях, и урегулирование конфликтной ситуации может происходить различными путями. Таким образом, конфликт может иметь несколько вариантов решения.
4. Участникам конфликта необходимо желание находить такие варианты и владеть способами выбора наиболее подходящего для данных условий реального пути урегулирования конфликта. Твердость позиций конфликтующих сторон, принципиальность и непреклонность — это необходимые качества, которые играют позитивную роль при урегулировании конфликтов.
Этап 4 Разработка и выбор вариантов решения конфликта
1. Разработку вариантов урегулирования конфликта могут выполнить самостоятельно противоборствующие стороны либо с привлечением третьей стороны.
2. Наиболее реальный, приемлемый для обеих сторон вариант, который наносит наименьшие потери каждой из сторон.
При этом создаются условия для перехода от конфликтного противостояния к процессу урегулирования, решения конфликта.
3. Оценить наиболее приемлемый вариант решения конфликта и выбрать самый рациональный из них можно использовав различные методы отбора, получившие применение в практике управления персоналом. Например, метод попарных сравнений, мини-макса и т.д..
Этап 5. Процесс урегулирования конфликта
1. Общение — это важнейший инструмент при урегулировании конфликта. На начальной стадии урегулирования конфликта, когда обе стороны настолько раскалены, что не желают видеть друг друга, возможно общение через посредника. В роли посредника выступает третья сторона, которая сообщает варианты решения конфликта.
2. После того как сообщения третьей стороны смягчили остроту конфликта противоборствующие стороны встречаются для обсуждения приемлемых вариантов егорешения. С помощью общения каждое действие одной стороны доводится до противоборствующей стороны. Общение проясняет позиции сторон, делает их прозрачными и понятными: устное оно или письменное.
3. Гнев, нервозность, оскорбительный тон общения мешают разрешению конфликта, затягивают, а иногда и делают невозможным процесс его урегулирования.
4. Умение слушать противоположную сторону, понимать своего оппонента и посредника является необходимым условием успешного урегулирования конфликта. Особенно важное значение данное качество имеет для третьей стороны в конфликте.
5. В процессе общения необходимо убедиться в том, что другая сторона вас понимает. Нужно набраться терпения и продолжать формулировать свое предложение снова и снова, привлекая к общению третью сторону, пока оно не будет понято.
Этап 6. Завершение процесса урегулирования конфликта
1. В процессе урегулирования конфликта стороны объективно оценивают друг друга и предпринимают усилия для сохранения доконфликтных взаимоотношений, если этого нет, то нет и заинтересованности в его урегулировании.
2. Для урегулирования конфликта необходимо, чтобы обе стороны признали, что каждый из них является личностью, что у каждого свои интересы, что у каждого есть желание урегулировать конфликт, сохранив нормальные деловые взаимоотношения.
3. Конфликт считается урегулированным, если после его раз решения взаимоотношения между конфликтующими сторонами сохранились. Это достигается при условии, что все три стороны (две конфликтующие и посредник) вели себя творчески, а не как сторонние наблюдатели.
Последовательность и характеристика основных этапов процесса посредничества (на основе работ А.Я. Кибанова) представлены в табл. 15.
Таблица 15
Этапы процесса посредничества
Этап | Основные задачи | Рекомендации для посредника |
Этап 1 Подготовка, вхождение в курс дела | Раскрыть возможности для разговора. Предварительно проанализировать обстоятельства. Осуществить первоначальный анализ состояния конфликта. Оценить пригодность посредничества (медиации). Информировать о медиации. Получить согласие участников или их представителей. Организовать процесс (время, место, формы работы) и ознакомить с его правилами. Разъяснить роль посредника. | Поприветствуйте участников конфликта и предложите им занять заранее определенные места. Представьтесь и представьте стороны. Объясните цель встречи и зафиксируйте желание сторон участвовать в ней. Уточните правила взаимодействия, а также их назначение. Оцените участников конфликта. Оба ли они готовы принимать участие в работе? Не слишком ли один из участников возбужден, расстроен? Не нужно ли предпринять дополнительных усилий для восстановления спокойствия? |
Этап 2 Сбор информации | Прояснить точки зрения участников. Создать прозрачность, гласность посредством оценки состояния и уравнивания информации, которой владеют участники. Сделать доступным для всех принятые к настоящему времени и стоящие на повестке дня планы и решения. Восстановить (создать) атмосферу уважения, участия, доверия. Выявить, определить и зафиксировать все важные темы для их последующей проработки. Перевести предъявляемые участниками позиции в темы для обсуждения | Попросите одного из участников конфликта начать первым по желанию. Отметьте, что сейчас вы находитесь на стадии завязки сюжета. Возможно, что участники конфликта впервые обсуждают проблему в атмосфере, способствующей ее решению. Используйте технику активного слушания, в моментах отражения содержания услышанного, невербальные реакции, делайте заметки. Обращайте внимание на поведение и жестикуляцию участников конфликта. Если необходимо, прервите рассказ и успокойте обоих, либо заверьте второго участника, что у него будет такая же возможность высказаться. Поддерживайте информационный поток с помощью фокусировки рассказа участника конфликта. Поддерживайте посредничество. Кратко обобщите рассказ первого участника, разряжая напряженность, опуская негативные комментарии и описания, уточняя, правильно ли вы поняли рассказ участника. Поблагодарите участника за вклад в общую работу. Отметьте терпение второго, если это целесообразно. Повторите аналогичную процедуру со вторым участником, пристально следя за поведением обоих. |
Этап 3 Прояснение интересов | Выявить за позициями и темами интересы и потребности. Позволить чувствам участников свободно раскрываться, избегая их подавления. | Попросите каждого участника помочь в решении проблемы. Попытайтесь понять причины и противоречия, которые могут влиять на проблему. Сформулируйте проблему повтором содержания рассказов участников и резюмированием. Проведите отдельные встречи, если это необходимо. Очертите область согласия и несогласия. Помогите участникам конфликта расположить проблемы и требования в порядке важности. |
Этап 4 Креативный поиск идей, выявление возможных вариантов решения | Собрать идеи для расширения пространства переговоров. Обеспечить генерирование новых вариантов решения исходя из интересов сторон. | Попросите каждого участника составить перечень возможных вариантов к решению проблемы. Кратко изложите содержание каждого варианта. Проверьте и перепроверьте с каждым участником осуществимость вариантов. Отметьте, если это возможно, неосуществимость варианта. Предложите в общем виде иные возможные варианты, если работа зашла в тупик. Заверьте стороны в большой вероятности успеха. Если работа зашла в тупик, предложите перенос работы на следующую встречу. Попросите участников конфликта опробовать возможные решения. |
Этап 5 Выбор вариантов | Оценить и выбрать на основе интересов возможности для решения, расширенные с помощью новых аргументов и точек зрения. Реализовать приемлемое для всех решение конфликта посредством содействия интересам или компенсации интересов. Проверить осуществимость найденного результата. | Поощряйте участников к выбору вариантов решения, приемлемого для обоих. Определите, насколько практичны предлагаемые варианты. Помогите участникам разработать программу действий по реализации решений. Отметьте, как далеко продвинулись стороны. Перефразируйте варианты в целях углубления их понимания. |
Этап 6. Заключение соглашения и его реализация. | Выработать соглашение. Проверить его на реалистичность без медиатора. Прояснить пути его реализации, претворения в жизнь. Заключить соглашение о контроле результатов и последующих встречах. | Кратко обобщите условия соглашения. Зафиксируйте одобрение результата сторонами. Уточните у сторон вопросы, нуждающиеся в обсуждении. Подчеркните, что это соглашение сторон, а не посредника. Похвалите стороны за разумное поведение. Поддержите идею осуществления принятого решения. |
Для урегулирования конфликта посредник может использовать различные тактики.
1. Поочередное выслушивание – применяется на совместной встрече для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
2. Сделка – заключается в том, что третья сторона стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон с упором на компромисс.
3. Челночная дипломатия - заключается в разделении участников конфликта и постоянном курсировании между ними для согласования различных аспекты соглашения, ведущих к компромиссу.
4. Давление на одного из оппонентов - третья сторона в беседах с одним из участников доказывается ошибочность его позиции, чтобы он пошел на уступки другой стороны.
5. Директивное воздействие с целью склонения сторон к примирению. Предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу.
2.3.4. Практические задания и оценочные средства