В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по 5-балльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции. В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест.
Таблица
1. Стороны осознают причину конфликта | Стороны не осознают причину конфликта | |
2. Причина конфликта имеет эмоциональный характер | Причина конфликта имеет материальный характер | |
3. Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости | 1 2345 | Цель конфликтующих — получение привилегий |
4. Есть общая цель, к которой стремятся все | Общей цели нет | |
5. Сферы сближения выражены | 1 2345 | Сферы сближения не выражены |
6. Сферы сближения касаются эмоциональных проблем | Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем | |
7. Лидеры мнений не выделяются | Замечено влияние лидеров мнений | |
8. В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения | В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения |
1.3. Оценка результатов. В тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
|
|
Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.
Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.
Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:
а) если вы руководитель, то:
- при сумме баллов 35-40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;
- при сумме баллов 25-34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;
- при сумме баллов менее 24 вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры;
б) если вы являетесь медиатором, то:
- при сумме баллов 35-40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом (см. с. 153) до снижения накала борьбы между ними;
- при сумме баллов 25-34 можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;
- при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.
|
|
1.4. В ходе занятия.
1. Проводится игровая разминка. В течение 10-15 минут заслушиваются и анализируются задания обучающихся, выполненные ими на подготовительном этапе.
2. Создаются и анализируются игровые ситуации на основе рисуночного теста Ф. Розенцвейга. Обучающиеся разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 — роль менеджера и 1 медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями).
Пример ситуации: предприятие хронически не получает своевременно материалы и комплектующие изделия от поставщиков, что приводит к снижению объемов реализации выпускаемой продукции, а значит, нет средств для выплаты заработной платы. Возникает конфликт между работниками и администрацией, причиной которого является невыплата заработной платы. Данная проблема порождает целую цепочку конфликтов в подразделениях организации. Неожиданно пробуждаются конфликты, о которых забыли, так как они были прекращены, но не урегулированы.
Пример ситуации: вы считаете, что у вас конфликт с вашим непосредственным начальником из-за того, что он вас не повышает в должности, видя в вашем лице претендента на его место. На самом деле вас не повышают по служебной лестнице, так как в новой должности в ваше подчинение попадают работники более квалифицированные, чем вы, но не имеющие качеств, необходимых руководителю, которыми обладаете вы. Это создаст, по мнению вашего непосредственного руководителя, ненормальную морально-психологическую атмосферу в коллективе. Таким образом, вам проблемой кажется опасение вашего руководства, что вы займете его место, а на самом деле проблема состоит в том, что ваши способности как руководителя не подкреплены необходимым уровнем квалификации как специалиста. В данном примере наглядно видно, как истинная проблема скрывается за кажущейся.
1.5. Преподаватель дает игровую установку:
• конфликтующим — определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры);
• менеджеру и медиатору — сообщаются предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта.
На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10-15 минут.
Каждый игровой сюжет обсуждается.
Тест промежуточного контроля. Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.
1. Урегулирование конфликта– это:
а) приведение сторонконфликтного взаимодействия к примирению путем переговоров, участия посредников (третьей стороны) или арбитража;
б) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;
б) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
г) придание конфликту широкой огласки.
2. Третья сторона конфликта – это:
а) группа, пытающиеся помочь субъектам противоборства в достижении согласия;
б) соответствующие органы и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;
г) индивид или группа, внешние по отношению к конфликту, пытающиеся помочь субъектам противоборства в достижении согласия.
3. Третейский судья как третья сторона в конфликте - это:
а) участвует с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения;
|
|
б) обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решения проблемы, изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается;
в) обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами;
г) сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.
4. Формы участия третьей стороны в урегулировании конфликта:
а) третейский судья, заседатель, арбитр, медиатор, модератор;
б) наблюдатель, арбитр, медиатор, модератор;
в) третейский судья, наблюдатель, арбитр, магистр, модератор;
г) третейский судья, наблюдатель, арбитр, медиатор, модератор.
5. Посредник (модератор) как третья сторона в конфликте - это:
а) участвует с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения;
б) обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решения проблемы, изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается;
в) обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами;
г) сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.
6. Роль посредника для руководителя оптимальна в ситуациях:
а) равенства должностных статусов участников; длительных, неприязненных, сложных отношений сторон; наличия у оппонентов хороших навыков общения и поведения, отсутствия четких критериев решения проблемы;
б) высокий авторитет посредника из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;
в) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
г) равенства должностных статусов участников конфликта, длительных, неприязненных, сложных отношений сторон; наличия у оппонентов хороших навыков общения и поведения.
|
|
7. Тактики урегулирования конфликта посредников включают:
а) челночную дипломатию, сделку, давление на одного из оппонентов, директивное воздействие;
б) поочередное выслушивание, челночную дипломатию, сделку, давление на одного из оппонентов, директивное воздействие;
в) поочередное выслушивание, договор, давление на одного из оппонентов, директивное воздействие;
г) заслушивание, челночную дипломатию, сделку, давление на одного из оппонентов, директивное воздействие;
8. Челночная дипломатия – это:
а) уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно;
б) стремление больше времени вести переговоры с участием обеих сторон с упором на компромисс;
в) разделение участников конфликтов и постоянном курсировании между ними для согласования различных аспекты соглашения, ведущих к компромиссу;
г) третья сторона в беседах с одним из участников доказывается ошибочность его позиции, чтобы он пошел на уступки другой стороны.
9. Давление на одного из оппонентов – это:
а) акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу;
б) стремление больше времени вести переговоры с участием обеих сторон с упором на компромисс;
в) разделение участников конфликтов и постоянном курсировании между ними для согласования различных аспекты соглашения, ведущих к компромиссу;
г) третья сторона в беседах с одним из участников доказывается ошибочность его позиции, чтобы он пошел на уступки другой стороны
10. Четвертый этап урегулирования конфликта с участием третьей стороны включает:
а) разработку вариантов урегулирования конфликта самостоятельно либо с привлечением третьей стороны; выбор наиболее реального, приемлемого для обеих сторон варианта; оценку и выбор рационального варианта;
б) выбор наиболее реального, приемлемого для обеих сторон варианта; оценку и выбор рационального варианта;
в) разработку вариантов управления конфликтом самостоятельно; выбор наиболее реального, приемлемого для обеих сторон варианта; оценку и выбор рационального варианта;
г) разработку вариантов урегулирования конфликта с привлечением третьей стороны; выбор наиболее эффективного варианта; оценку и выбор рационального варианта.
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 288 с.
2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. 384 с.: ил. (Серия «Практикум»).
3. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. СПб.: «Авалон», «Азбука-Классика», 2011. 256 с.
4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 636 с.
5. Кибанов А.Я. и др. Конфликтология: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М.:ИНФРА-М, 2009. 302 с. (Серия «Высшее образование»).
6. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
7. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ЮНИТИ, 2006. – 256 с.
8. Овчинников В. Управление конфликтами в бизнесе. М.: Б-пресс, 2003. 127 с.
9. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение. Практикум. М.: ИНФРА-М, 2010. 200 с.
10. Фелау Э.Г. Конфликты на работе. Как их распознавать, разрешать, предотвращать / пер. с нем. Эберхард Г. Фелау. М.: Омега-Л: Смарт - Бух, 2008. 115 с.
11. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать. М.: Гросс Медиа: РОСБУХ, 2009. 440 с.