Теоретические основы поведения личности в конфликте

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.

Проблема внутриличностного конфликта рассмотрена Зигмундом Фрейдом, с огласно которому, человек конфликтен по своей природе [10]. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения), что и порождает внутриличностный конфликт. Эта борьба проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З. Фрейдом в его взглядах на структуру личности, включающую в себя три инстанции: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях. Я – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы «Оно» «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности. Сверх-Я – это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает Я. Если Я не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт (рисунок 13).

13. Конфликтная природа человека по З. Фрейду

Основным механизмом защиты от внутриличностных конфликтов З. Фрейд считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. З. Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

Согласно взглядам т еории комплекса неполноценности А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека, когда он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. [1].Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

А. Адлер раскрывает два пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Во-первых, развитие «социального чувства», социального интереса, которое проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими в трех формах проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т. п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

Карл Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки, основанной на у чение об экстраверсии и интроверсии [12]. Каждая из функций психики, по К. Юнгу (мышление, ощущения, чувства и интуиция), может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия, определяющих личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности (психосоциотипы): мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт.

Экстравертизначально ориентирован на внешний мир и строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт погружен в себя, для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Экстраверт значительно больше подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма заключается в объяснении внутриличностных конфликтов через концепцию «экзистенциальной дихотомии» [11]. В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др. Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Суть теории психосоциального развития Эрика Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.

Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, представленная м отивационными конфликтами Курта Левина [8].

Таким образом, в большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют категория противоре­чия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Отечественные традиции психологии предлагают несколько иное видение проблемы, связанное с тем, как понималась личность в советской психологии, а затем - в российской психологии.

Отечественная школа видит внутриличностный конфликт как столкновение сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Лурия); «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (В. Мерлин); столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др.

Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

Внутриличностный конфликт (по С.М. Емельянову) – это противоборство внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов) [5, С. 185].

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.

Латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: