6. Используя рисуночный тест Ф. Розенцвейга, определите содержание способов действий при разрешении внутриличностных конфликта. Занесите полученные результаты в таблицу.
Таблица
Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Тип конфликта | Способ разрешения | Содержание действий |
Мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу») | Регрессия | |
Рационализация | ||
Нравственный конфликт (между «хочу» и «надо») | Проекция | |
Сублимация | ||
Конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу») | Замещение | |
Изоляция | ||
Ролевой конфликт (между «надо» и «надо») | Сублимация | |
Отрицание | ||
Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу») | Компенсация | |
Рационализация | ||
Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу») | Подавление | |
Рационализация |
Тест промежуточного контроля. Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.
1. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов?
|
|
а) З. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму.
2. Внутриличностный конфликт – это:
а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;
б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;
в) противоборство внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов);
г) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.
3. Кто из ученых разработал учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?
а) З. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) К. Левину.
4. Кому из ученых принадлежит авторство в разработке «Теории комплекса неполноценности»?
а) А. Адлеру;
б) К. Юнгу;
в) Э. Эриксону.
г) Э. Фромму.
5. К кипам конфликтных личностей относятся:
а) творческий, демонстративный, неуправляемый, сверхточный (педантичный), бесконфликтный;
б) ригидный, демонстративный, неуправляемый, сверхточный (педантичный), бесконфликтный;
в) ригидный, неуправляемый, сверхточный (педантичный), адекватный, бесконфликтный;
г) эмоциональный, демонстративный, неуправляемый, сверхточный (педантичный), экзальтированный.
6. Бесконфликтный.тип конфликтной личности:
а) адекватен к конфликтной ситуации, ориентирован на перспективу, обладает сильной волей;
б) подозрителен, прямолинеен и негибок, обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждения собственной значимости, часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
|
|
в) х очет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся, легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, поведение эмоциональное;
г)неустойчив в оценке и мнениях, внутренне противореч, легко внушаем, непоследователен в поведении, ориентирован на сиюминутный успех, плохо видит перспективу, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли.
7. К типам внутриличностных мотивационных конфликтов по К. Левину относятся:
а) амбивалентный, адекватный, антогонистический, витальный;
б) амбивалентный, эквивалентный, витальный;
в) амбивалентный, эквивалентный, витагенный;
г) антогонистический, адекватный,эквивалентный, витальный.
8. Амбивалентный внутриличностный конфликт – это:
а) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;
б) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;
в) конфликт связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;
г) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсиии – интроверсии.
9. Витальный внутриличностный конфликт – это:
а) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;
б) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;
в) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;
г) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;
10. Способами разрешения внутриличностных конфликтов нереализованного желания (между «хочу» и «могу») являются:
а) замещение, изоляция;
б) переориентация; идеализация; проекция;
в) замещение, изоляция; идеализация;
г) переориентация; сублимация; идеализация; замещение.
Список литературы
1. Адлер А. О нервическом характере. СПб.: Университетская книга, 2010
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: Эксмо, 2009. 512 с.
3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб пособие. СПб.: Питер, 2009. 288 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 538 с. (Серия «мастера психологии»).
5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. – 384 с.: ил. (Серия «Практикум»).
6. Кибанов А.Я. и др. Конфликтология: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М.:ИНФРА-М, 2009. 302 с. (Серия «Высшее образование»).
7. Лазукин А.Д. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Омега-Л. 2010. 152 с. (Библиотека высшей школы).
8. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
9. Мириманова М.С. Конфликтология: учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
10. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Академия, 2009.
11. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 2009.
12. Юнг К. Психологические типы. М.: Академия, 2011.