Типы конфликтов в организации

При анализе таких конфликтов важно учитывать не только внутреннюю среду организации, интересы и ценности субъектов социального взаимодействия, но и ее внешнюю среду. Многообразие конфликтов в организации (по С.М. Емельянову) представлено в виде табл. 31.

Таблица 31

Типы конфликтов в организации

Основания классификации Тип конфликта Причины конфликта
Субъекты конфликта Межличностные конфликты: а) по вертикали (руководитель-подчиненный); б) по горизонтали (между субъектами одного иерархического уровня управления) Организационно-технические: распределение ресурсов, неудовлетворительные коммуникации, различия в целях. Социально-психологические: индивидуально-психологические особенности (личностные), социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и т.п.).
Межгрупповые конфликты: а) между структурными подразделениями; б) между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами; в) между руководством организации и персоналом; г) между администрацией и профсоюзами Распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях; неудовлетворительные условия труда; нарушение трудового законодательства; нарушение договорных обязательств
Конфликты типа «личностьгруппа»: а) между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения; б) между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу. Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания
Источники конфликта Структурные конфликты(конфликты между структурными подразделениями. Например, между производственными отделами и отделами маркетинга, бухгалтерией и основными подразделениями и др.) Противоречия в задачах, решаемых сторонами конфликта
Инновационные конфликты (конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями) Изменение организационной структуры; ошибки в распределении функций; нарушения привычных норм, правил взаимоотношений; несоответствие квалификации работников инновационным изменениям
  Позиционные конфликты (конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации) Различие в задачах и целях; групповой эгоизм; неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации
Ресурсные конфликты (конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов) Ограниченные ресурсы; нарушение принципа справедливости или целесообразности в распределении ресурсов
Динамические конфликты (конфликты, обусловленные социально-психологической динамикой организации) Социально-психологические причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организации
Тип функциональной системы Организационно-технологические конфликты Рассогласование формальных организационных начал; несбалансированность рабочих мест; нарушения технологических процессов
Конфликты в социально-экономической системе организации Неудовлетворительная заработная плата, ее задержка и невыплата, увеличение норм выработки или снижение тарифов в оплате; несовершенная система стимулирования; просчеты со стороны руководства организации в финансово-экономической деятельности; дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями
Конфликты в административно-управленческой системе организации Экономические и организационные причины; невыполнение руководством обещаний; нарушение договорных обязательств; неполная информация о реальном состоянии дел в организации
Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации Противоречия в системе формальных и неформальных методов решения задач; столкновение интересов
Конфликты, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений  

3.4.3. Управление организационными конфликтами

Содержание управления конфликтами в организации зависит от их конкретных типов. В целом для каждого из них может быть применен один из вариантов управления, но в процессе управления конфликтами внутри организации важно учитывать и некоторые особенности.

Особое место в управлении организационными конфликтами занимает их прогнозирование и предупреждение на основе контроля уровня социальной напряженности. Признаки социальной напряженности (А.Ф. Александрова) могут быть выявлены с помощью методики оценки конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности [1, С. 78-79] или методом обычного наблюдения. Признаками назревающего конфликта в организации являются:

• стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);

• увеличение числа неявок на работу;

• снижение производительности труда;

• увеличение числа локальных конфликтов;

• массовые увольнения по собственному желанию;

• распространение слухов;

• коллективное невыполнение указаний руководства;

• стихийные митинги и забастовки;

• рост эмоциональной напряженности [1, С. 93].

Регулирование и разрешение организационных конфликтов основывается на прочной правовой базе (от Конституции РФ до отдельных приказов и распоряжений руководства организации).

Таблица 32

Управление организационными конфликтами

Этап управления Основное содержание управленческих действий
Прогнозирование конфликта Постоянное взаимодействие по всем коммуникационным каналам с внешними организациями, а также постоянный мониторинг признаков назревающего конфликта в организации.
Предупреждение конфликта На основе углубленного анализа причин, факторов внутренней среды организации, интересов и ценностей субъектов социального взаимодействия, а также внешней среды назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации.
Регулирование конфликта Добиться признания реальности конфликта субъектами социального взаимодействия. Легитимизация конфликта, установление норм и правил взаимодействия по решению конфликтных споров. Институциация конфликта, создание соответствующих рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. Широкое применение технологий регулирования конфликта
Разрешение конфликта Активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках. Использование педагогических (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и административных мер (увольнение, перевод на другую работу, ре­шение суда и т. п.) по предупреждению мотивов зреющего конфликта.

Управление организационными конфликтами (по С.М. Емельянову) в виду их многообразия, чрезвычайно вариативно, построено на базе общей теории управления конфликтами, а ее особенности содержательно-смыслового наполнения [4,5] представлены автором (Л. В. Львов) в табл. 32.

Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения в системе «работник-работодатель», является Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а организаций – коллективный договор, где оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых споров и конфликтов, устав организации и другие правовые акты, определяющие систему прав и обязанностей всех ее членов, а также нормы и правила взаимодействия между ними.

Завершение организационных конфликтов основано на теории управления конфликтами (по А.И. Шипилову), и представлено автором на рис. 21.

 
 
Завершение конфликта


Рис. 21. Схема завершения конфликта

На схеме отражены варианты завершения конфликтов самостоятельно, помощью вмешательства третьих лиц или перерастанием в другой конфликт.

Самостоятельное завершение конфликтов может осуществляться как его затухание: потеря мотива к борьбе, переориентация мотива, истощение сил и средств. Самостоятельное разрешение или урегулирование конфликтов с участием третьей стороны происходит в виде переговоров, сотрудничества, компромисса и уступки. Устранение конфликтов с участием третьей стороны может осуществляться путем перевода, увольнения, изъятия или устранения объекта конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: