На сегодняшний день имеется около 112 определений понятия «конфликт».
Приведем наиболее типичные:
§ Конфликт — это проявление серьезных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
§ Конфликт — это острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, которое заключается в противодействии субъектов конфликта и сопровождается негативными эмоциями.
Из таких определений конфликта возникает ряд вопросов. Какие противоречия считать значимыми? Что такое противоречие и противодействие вообще, и чем они отличаются от конфликта?
По всей видимости, противоречие, лежащее в основе конфликта, связано с такими речевыми действиями, когда различия сторон высказываются в диалоге (т.е. формулируются средствами языка).
С этой точки зрения, конфликт – это любые речевые действия сторон, направленные на нанесение ущерба любого рода противоположной стороне.
Основные характеристики конфликта: структура, динамика, функции конфликта и управление им.
|
|
В структуре конфликта выделяют:
§ объект (предмет спора);
§ субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
§ условия протекания конфликта;
§ масштаб конфликта (межличностный, групповой, региональный, глобальный);
§ стратегии и тактики поведения сторон;
§ исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:
§ предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
§ конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
§ разрешение конфликта (полное или частичное).
Управление конфликтом — это целенаправленное воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той ситуации, к которой имеет отношение данный конфликт. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)
Раньше конфликт однозначно рассматривался как негативное, нежелательное явление, которого следует избегать. И если в организации возникали конфликты, то рассматривали это как признак неэффективного управления.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Связано это с тем, что при правильном подходе конфликт выявляет разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает установить имеющиеся в коллективе разногласия/проблемы и т.п.
|
|
Таким образом, своевременный анализ конфликта будет способствовать повышению эффективности управления организацией (конструктивная функция конфликта). В случае же отсутствия целенаправленного анализа конфликтных ситуаций, конфликт может привести к снижению как личной удовлетворенности сотрудников, так и эффективности управления организацией (деструктивная функция конфликта). Таким образом, роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.