Основное содержание
Глобальная экономика превращается в реальность. Образование Европейского Сообщества, революционные изменения в бывшем Советском Союзе и странах Восточной Европы, динамичное развитие рынков Китая, Японии и Кореи, образование новых государств обусловили высокие темпы роста международной торговли. Многие современные организации работают более чем в одной стране, и функционирование подобных мультинациональных организаций добавляет новые измерения организационному поведению. Однако пересечение организациями национальных границ — нечто большее, чем просто шаг через географическую линию, это также гигантский шаг в другое социальное, юридическое, политическое и экономическое окружение, влекущий за собой существенное усложнение коммуникаций и функций контроля. Современные менеджеры должны приобретать как языковые, так и межкультурные навыки в общении с людьми — покупателями, поставщиками, конкурентами и коллегами из других стран.
Отличительным социальным условием многих стран является то, что их граждане незнакомы с передовыми технологиями и сложными организациями. Западные государства в течение двух столетий адаптировали свою культуру к индустриальному и организованному образу жизни, но во многих других странах сложилась принципиально иная ситуация. Большая часть рабочей силы занята в аграрном секторе, незнакома с высокотехнологичными продуктами и требованиями современного производства.
Другой важнейший социальный фактор — трудовая этика работников. Сравнение рабочей недели, например в Японии и США, показывает, что японцы работают на несколько сотен часов в год больше, чем их американские коллеги. Одно из недавних исследований позволило сделать вывод о том, что высокая стоимость жизни в Японии вызвала разумную реакцию со стороны рабочих — желание получать максимальную заработную плату (посредством увеличения длительности рабочего дня, в частности). Кроме того, большинство японцев используют в лучшем случае половину полагающихся им дней отпуска. Но такого рода японцы стимулируются не столько «жаждой денег», сколько чувством долга, чувством ответственности перед другими работниками, которые выполняют обязанности отсутствующих коллег, и негласным давлением со стороны менеджмента (который расценивает отдых «на всю катушку» как демонстрацию эгоизма и нелояльности). Наконец, многие японские рабочие признавали, что их готовность оставаться допоздна на работе во многом определяется желанием общаться с менеджерами и коллегами в более непринужденной обстановке.
Одно из основных национальных культурных различий — специфика правовых систем, и прежде всего законов о занятости и методах ведения бизнеса. В судебной системе некоторых стран практикуется быстрое рассмотрение дел, в то время как в других рассмотрение исков растягивается на годы. Могут существенно различаться наказания за, казалось бы, небольшие проступки. Главная проблема мультинациональных корпораций — нравы, обычаи и этические нормы, определяющие бизнес-среду. Менеджерам необходимо знать о возможных различиях и в законах, и в этических ценностях, определяющих приемлемое и неприемлемое поведение в зарубежных странах. Американские многонациональные компании должны прежде всего руководствоваться Законом о практике коррупции за рубежом 1977 г. (с исправлениями), который регулирует действия их сотрудников за границей, (в особенности в отношении взяток местным чиновникам). Менеджеры, работающие за границей, обязаны ознакомиться с местными обычаями и практикой и, сравнивая их с личными (или организационными) системами ценностей, они должны принять решение о том, какие нормы поведения совместимы с ожиданиями сторон, а какие — нет. Наконец, им необходимо признать, что этические проблемы далеко не всегда имеют однозначные решения (что не отменяет необходимость их анализа и определенного выбора).
Одна из основных юридических и этических проблем — отношение организации к женщинам и другим меньшинствам. Хотя американский Закон о гражданских правах 1964 г. запрещает основанную на признаках пола и других факторах дискриминацию на рабочем месте и при трудоустройстве, его положения распространяются на граждан, работающих за границей в компаниях, находящихся в собственности граждан США, только с 1991 г. Опыт работы на глобальных рынках является сегодня одним из основных условий занятия высших руководящих должностей, многие женщины заинтересованы в занятии вакансий в зарубежных отделениях, которые дают менеджеру прекрасную возможность проявить себя. Что может сделать международная компания? Одно из возможных решений — установление четких правил политики компании в регионах, обращение к консультантам на местах, что позволяет выявить потенциальные проблемы, обеспечение «реального тренинга», направленного на подготовку менеджеров к культурным проблемам, с которыми они могут столкнуться в различных странах пребывания.
Во многих культурах работа в организациях (и прежде всего на высших управленческих должностях) «удел» исключительно мужчин. Исследование деятельности пятидесяти двух женщин-менеджеров, гражданок США, работающих в других регионах мира, показало, что подавляющее большинство (97 %) достигли успеха, несмотря на то, что не имели предшественниц, которые могли бы служить примером работы на занимаемых ими должностях. Женщины объясняли свой успех кругозором, чувствительностью к культуре и межличностным опытом.
К оказывающим существенное влияние на ОП политическим условиям относятся нестабильность государственной власти, националистические движения, авторитарные режимы правления. Внешняя нестабильность негативно воздействует на уровень инвестиций, рабочие чувствуют свою незащищенность, пассивны и безынициативны. Программы националистических движений обычно призывают местное население самостоятельно управлять страной и организациями.
Организованный труд может выступать как независимая сила и как один из рычагов авторитарного государства. Возможен и промежуточный вариант, когда относительно самостоятельная рабочая сила проникнута социалистической идеологией, классовым сознанием и ориентирована скорее на политические акции, нежели на переговоры с организациями. Многие работодатели отмечают тенденцию к вовлечению государства в коллективные переговоры и другие касающиеся наемных работников вопросы. В некоторых странах, например, увольнение работников ограничивается законом и предполагает выплату крупных выходных пособий, регулироваться могут даже переводы сотрудников внутри организации.
Для слаборазвитых стран характерны низкие показатели доходов на душу населения, высокие темпы инфляции, несправедливое распределение национального богатства. В некоторых из них средние доходы на домашнее хозяйство составляют менее $ 1 тыс. в год. Бурный рост населения в сочетании с низкими темпами экономического развития не позволяют надеяться на существенное увеличение доходов. Таким образом, работники вряд ли могут рассчитывать, что дополнительные трудовые усилия с их стороны обеспечат им соответствующее вознаграждение.
Рассматривая социальные, юридические и этические, политические и экономические условия в комплексе, мы видим, что они далеко не всегда благоприятствуют внедрению передовых технологий и сложных организационных систем, и более того, очень часто они носят устойчивый характер, ибо слишком прочно вплетены в целостную социальную ткань нации.
Очевидно, что жители любой страны имеют определенные предпочтения в одежде, пище, отдыхе и жилье. С точки зрения ОП существуют значительные различия в установках работников, их ценностях и верованиях, детерминирующих выполнение ими трудовых обязанностей. Одно из исследований национальных культур (охватившее более 60 стран) позволило выделить пять основных критериев различий между работниками — индивидуализм/коллективизм, дистанцию власти, неприятие неопределенности, преобладание женского/мужского начала и ориентацию на будущее.
ИНДИВИДУАЛИЗМ/КОЛЛЕКТИВИЗМ. В некоторых культурах особое значение придается индивидуализму, индивидуальным правам и свободам граждан («Стремись стать первым!»), личной карьере и личному вознаграждению человека. Напротив, коллективизм делает значительный акцент на коллектив, на первый план выходит гармония между членами общества. Личные чувства подчиняются потребностям сообществ, и работники чаще задаются вопросом: «Что будет полезнее всего для организации?» Большое значение в коллективистских культурах имеет сохранение лица (поддержание собственного имиджа в глазах других), репутация во многом определяет общественное положение. США — страна индивидуалистической культуры («Каждый за себя»); Япония — коллективистской («Торчащий гвоздь нужно заколотить»).
ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ. Насколько важны организационный статус, престиж и уровень организационной иерархии? Какие права по принятию решений получают сотрудники в зависимости от организационного уровня? В какой степени работники полагаются на желания и решения менеджеров? Дистанция власти означает уверенность в жестких и законных правах на принятие решений, разделяющих менеджеров и рядовых сотрудников (что характерно для азиатских и латиноамериканских государств). Напротив, в США и скандинавских странах дистанция власти существенно меньше, работники допускают, что менеджеры «имеют право» на ошибки.
НЕПРИЯТИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. В некоторых культурах высоко ценится четкость указаний, работники стремятся к получению конкретных распоряжений от своих непосредственных начальников. В таких случаях принято говорить о неприятии неопределенности. В других культурах, наоборот, работники предпочитают высокую степень неопределенности в процессе труда. Высокая степень неприятия неопределенности характерна для таких стран, как Греция, Португалия и Бельгия, в которых высокое внимание уделяется структурам, стабильности, четким правилам. Низкая степень ухода от неопределенности характерна для Китая, Ирландии и США.
МУЖЕСТВЕННЫЙ/ЖЕНСТВЕННЫЙ ТИП ОБЩЕСТВА. В обществах мужественного (маскулинного) типа роли полов определяются в традиционной манере, в то время как общества женственного (феминистского) типа характеризуются широкими взглядами на огромное многообразие ролей, которые мужчины и женщины играют в процессе труда и в домашнем хозяйстве. В обществах мужественного типа ценятся напористость и приобретение богатства; в «женственных» обществах — межличностные отношения, забота о других, сбалансированность между семьей и службой. Скандинавские страны — яркий пример феминистских обществ; Япония — типичное маскулинное общество; США — умеренно мужественны.
ОРИЕНТАЦИЯ НА БУДУЩЕЕ. В некоторых культурах основной акцент делается на таких ценностях, как подготовка к будущему, большое значение придается экономии и сбережениям, а значит, их представители (Гонконг, Китай, Япония) имеют долгосрочную ориентацию. В других культурах высоко ценится прошлое и акцентируется внимание на настоящем, большое значение придается традициям и необходимости выполнения исторических общественных обязательств. Их представители (Франция, Россия, государства Западной Африки) имеют краткосрочную ориентацию.
СРАВНЕНИЕ КУЛЬТУР. Следует отметить, что к культурам различных стран неприменимы понятия «лучше» или «хуже»; они просто различны. Менеджерам необходимо хорошо ориентироваться в культуре собственных стран, искать уникальные черты в других культурах и учиться использовать свои знания для повышения эффективности организации труда.
.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Развитие тенденции по превращению ОП в конкретную область знаний, связанную с эффективностью управления организацией и ее персоналом.
2. Формирование организационного поведения для создания, поддержания и развития организационной и личной репутации.
3. Особенности формального лидерства в организациях разного типа..
4. Модель самоопределения личности..
5. Типология поведения личности.
6. Деформация поведения личности.
7. Восприятие реальности и развитие личности.
8. Экономическое стимулирование работника.
9. Регламенты организационного поведения в рабочих группах.
10. Рабочие группы и эффективность работы.
11. Групповой фактор стресса.
12. Индивидуальный, организационный, «событийный» (повседневный) стрессы.
13. Модификации власти: соучастие, партнерство, коллективное предпринимательство. Дисциплинарные отношения и организационное поведение.
14. Баланс власти. Централизация, децентрализация и делегирование власти.
15. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур.
16. Отношение «Я – другие» как универсальный историко-культурный способ регуляции уединенности.
17. Проектирование работы в организации.
18. Факторы проектирования организации: состояние внешней среды, технология работы в организации, стратегический выбор целей развития организации, поведение работников.
19. Качество трудовой жизни и проектирование.
21. Влияние основных структурных решений на поведение индивидуума.
22. Пересмотр и перераспределение работ посредством их укрупнения и ротации.
23. Поддержание стабильной комплексной структуры и изменение требований к работникам и внутриорганизационным отношениям.
24. Конструирование новых организационных отношений и коммуникативных связей.
25. Порядок консервации организационного поведения отдельных работников, рабочих групп.
26. Концепция научения поведению: подкрепление и наказание. Позитивное и негативное подкрепление.
27. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения.
29. Принципы обучения в рамках организационного развития.
30. Организационные изменения как угроза личной свободе.
31. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации.
32. Изменения в процессе труда.
33. Механизм изменения личности и ее моделей поведения как главный источник изменения организационной культуры.
Основная:
1. Аширов Д.А. Организационное поведение: Учебник/ Д.А.Аширов.– М.: Проспект. - 2006. – 360 с.
2. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – М.: Эксмо, 2008.
3. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник/ Л.В.Карташова Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина – М.: ИНФРА-М, 2005. – 220 с. – (Высшее образование)
4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2008.
6. Мясоедов С.П. Управление бизнесом в различных деловых культурах: Учеб. пособие. – М.: Вершина, 2009.
7. Оксинойд К.Э. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2009.
8. Организационное поведение: Учебник/ Под ред. Г.Р.Латфулина, О.Н.Громковой. – Спб и др.: Питер, 2007. – 432 с.
9. Шейн, Эдгар Организационная культура и лидерство: Учебник/ Э.Шейн. – 3-е изд. – Спб и др.: Питер, 2008. – 336 с. – (Классика МВА)
Дополнительная:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 1985.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2000.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М., 1992.
6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1990.
7. Вейм П. Искусство менеджмента. – М., 1993.
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М., 1996.
9. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – М., 2000.
10. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2000.
11. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – М., 1995.
12. Еропкин А.М. Организационное поведение: Конспект лекций. – М., 1998.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.
14. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.
15. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 1997.
16. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. – М., 1999.
17. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы: Практическое пособие. – М., 1997.
18. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996.
19. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретические и прикладные аспекты. – М., 1991.
20. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. – М., 1999.
21. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер.с англ. – М., 1996.
22. Молл Е.Г. Организационное поведение: Учебное пособие. – М., 1998.
23. Ньюстром Дж.В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте/ Дж.В.Ньюстром, К.Дэвис. – СПб и др.: Питер, 2000. – 448 с.: ил. – (Теория и практика менеджмента)
24. Организационное поведение / Под ред. Э.М. Короткова. – Тюмень, 1998.
25. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский опыт. – М., 1984.
26. Пугачев В.П. Руководство персоналом организаций. – М., 1998.
27. Раппопорт В.С. Диагностика в управленческом консультировании. – М., 1987.
28. Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2-х тт. – М., 1997.
29. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М., 2000.
30. Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.А. Лей-манна. – М., 1993.
31. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. – М., 1992.
32. Шейнов В.П. Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед. – Минск, 1990.
33. Шейнов В.П. Как сделать совещание более эффективным, но менее продолжительным. Как подготовить хорошее выступление. – Минск, 1990.
34. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство менеджера). – Минск, 1990.
35. Шейнов В.П. Оптимальный стиль руководства. – Минск, 1990.
36. Шейнов В.П. Техника личной работы: взять недостающее время. – Минск, 1990.
37. Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. – Минск, 1991.
38. Шепель В.М. Человедческая компетентность менеджера: Управленческая антропология. – М., 1999.
39. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М., 2003.
40. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. – М., 1997.
41. Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990.
ТЕСТЫ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ)
Вопрос № 1 | Организационное поведение - это | |
А | наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности и поведения человека; | |
В | наука, изучающая поведение людей в организациях с целью нахождения наиболее эффективных методов управления и предотвращения организационных дисфункций, связанных с «человеческим фактором»; | |
С + | наука о воспитании и обучении, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности; | |
D | все выше перечисленное вместе взятое. | |
Вопрос № 2 | Под человеческим поведением понимается | |
А | поведение индивидов и групп индивидов в различных организационных обстоятельствах; | |
В | поведение личности в неформальной группе, поведение взаимодействующих неформальных групп, | |
С + | поведение людей в формальных группах, в организационной системе власти и коммуникации, в условиях организационных изменений, во внешних организационных средах | |
D | особая разновидность поведения, которую можно было бы назвать дезорганизационным. | |
Вопрос № 3 | Структура организации включает в себя отношения следующих типов: | |
А | «предмет - предмет», | |
В | «субъект - предмет» | |
С + | «объект – объект» | |
D | «субъект - субъект». | |
Вопрос № 4 | Отношения типа «предмет - предмет» являются составными частями | |
А | социальной структуры организации; | |
В | коммуникационной структуры организации; | |
С + | технической структуры организации; | |
D | все выше перечисленное вместе взятое. | |
Вопрос № 5 | Основоположником теории человеческих отношений является: | |
А | Ф.Герцберга; | |
В | Э.Мейо; | |
С + | А.Маслоу; | |
D | Ф.Тейлора. | |
Вопрос № 6 | Автором «пирамиды потребностей» является: | |
А | Ф.Герцберга; | |
В | Э.Мейо; | |
С + | А.Маслоу; | |
D | Ф.Тейлора. | |
Вопрос № 7 | Теорию ожиданий разработал: | |
А | Ф.Герцберг; | |
В | Э.Мейо; | |
С + | А.Маслоу; | |
D | Ф.Тейлор. | |
Вопрос № 8 | Экстраверт представляет собой | |
А | совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность; | |
В | личность, подсознательно ориентированная преимущественно на компоненты своего внутреннего мира; | |
С + | индивида как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, реализующейся в общечеловеческом масштабе; | |
D | личность, подсознательно ориентированная преимущественно на внешние объекты и других людей. | |
Вопрос № 9 | Интроверт представляет собой | |
А | совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность; | |
В | личность, подсознательно ориентированная преимущественно на внешние объекты и других людей; | |
С + | личность, подсознательно ориентированная преимущественно на компоненты своего внутреннего мира; | |
D | индивида как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, реализующейся в общечеловеческом масштабе. | |
Вопрос № 10 | Восприятие - это | |
А | целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные системы организма; | |
В | процесс и результат преобразования чувственного опыта индивидуума в осмысленные образы своего окружения; | |
С + | процесс освоения человеком и животными предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств; | |
D | процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. | |
Вопрос № 11 | Формальная группа - это | |
А | группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями; | |
В | вид малой группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируется официальными правилами организации и социальными институтами; | |
С + | группа, обладающая формальным статусом в организации, состав, цели, обязанности, права, привилегии, дисциплинарные нормы, учреждаются руководством и документально фиксируются; | |
D | группа, обычно небольшая и часто спонтанно образованная, не имеющая формально установленных правил, целей, лидеров. | |
Вопрос № 12 | Неформальная группа- это | |
А | вид группы, малой возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий; | |
В | группа, имеющая признаки неформального статуса, которая никем не учреждается, а ее состав и нормы формируются естественным путем (но не без внешнего влияния) на основе межличностных отношений индивидов (членов группы, или участников); | |
С + | группа, обычно небольшая и часто спонтанно образованная, не имеющая формально установленных правил, целей, лидеров; | |
D | группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями. | |
Вопрос № 13 | К факторам сплоченности неформальной группы относятся: | |
А | контакты и общение в нерабочее время, совместное проведение досуга; | |
В | строгость правил инициации (чем сложнее стать членом группы, тем более сплоченной становится данная группа) и размер группы (большие группы менее сплоченные); | |
С + | наличие жесткой системы административного управления в организации; | |
D | наличие внешних угроз и наличие успешной совместной деятельности в прошлом. | |
Вопрос № 14 | Неформальные структурные образования появляются при выполнении следующих условий: | |
А | имеется достаточно частый физический контакт участников; | |
В | их деятельность является довольно связной и напряженной; | |
С + | условия, в которых находятся участники, и требования, предъявляемые к ним, изменяются в сторону усиления; | |
D | администрация допускает нарушения трудового законодательства. | |
Вопрос № 15 | Внутренние условия развития межличностных отношений, лежащие в основе неформальных групп определяют следующим образом: | |
А | наличие скрытых идентичностей и группирований участников по сходствам и наличие кодов управления; | |
В | наличие жесткой системы административного управления в организации; | |
С + | присутствие идеологического фактора: схем идей, верований, ценностных ориентации; | |
D | наличие сетей коммуникаций, которые информируют участников. | |
Вопрос № 16 | Формальный статус - это | |
А | значение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям; | |
В | прирожденный, унаследованный статус | |
С + | совокупность обязанностей, прав (полномочий) и привилегии, которые имеет данное должностное лицо организации на законных основаниях; | |
D | статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями. | |
Вопрос № 17 | Личностно-ролевой конфликт - это | |
А | конфликт, обусловленный ролью, которую исполняет индивид, и которая нередко представляет собой противоречивую систему, либо реально, либо в восприятии индивида; | |
В | конфликт, обусловленный тем, что, исполняя некоторые роли, индивид пытается соответствовать ожиданиям одних членов группы, но при этом вынужден нарушить ожидания других членов той же группы; | |
С + | конфликт между личностью и ролью происходящий тогда, когда требование исполнить роль угрожает базовым ценностям, потребностям и аттитюдам личности; | |
D | столкновение сторон, мнений, сил, противоположных интересов и целей субъектов социального, взаимодействия. | |
Вопрос № 18 | К наиболее часто применяемым способам разрешения конфликтов между группами относятся: | |
А | интеграция; | |
В | санация; | |
С + | доминация; | |
D | компромисс. | |
Вопрос № 19 | Роль менеджера в улаживании межгрупповых конфликтов | |
А | проводит расследование причин конфликта и готовит документы на его локализацию и наказание виновных лиц; | |
В | позволяет группам эффективно устранить разногласия, стимулирует желательные для групп отношения и способствует взаимодействию групп при возникновении следующего конфликта; | |
С + | поддерживает общие интересы обеих групп и информирует каждую группу об интересах другой; | |
D | побуждает группы к поиску вариантов, прежде чем будет сделана их оценка и выбор и стимулирует поиск группами общих ценностей. | |
Вопрос № 20 | Формальный статус - это | |
А | значение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям; | |
В | прирожденный, унаследованный статус | |
С + | совокупность обязанностей, прав (полномочий) и привилегии, которые имеет данное должностное лицо организации на законных основаниях; | |
D | статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями. | |
Вопрос № 21 | Коммуникация - это | |
А | Восприятие людьми друг друга в процессе общения | |
В | Обмен информацией, мнениями, взглядами, настроениями и т.д. | |
С + | обмен новостями; | |
D | Установление конструктивного взаимодействия | |
Вопрос № 22 | Адаптация к внешним условиям заставляет организации | |
А | менять свои стратегические курсы, менять отношение к рынкам и сами рынки; | |
В | сокращаться или идти путем слияния, отказываться от старой и внедрять новую технологию; | |
С + | приспосабливаться к резким изменения социально-экономических условий внешней среды; | |
D | менять системы и стили управления, корпоративную культуру и т.п. | |