Категоричность как черта национального характера и культурно-исторического процесса

Как уже отмечалось выше, если стремиться к абсолюту как к концу и пределу (и высшей ценности), то практически не может быть пространства для компромисса, особенно по главным вопросам бытия. Поэтому для человека русской культуры не может быть средних, промежуточных позиций и действий: добро или зло, правда или ложь, третьего для него не дано. В такой ментальной ориентации ключ, к пониманию многих характерных явлений в истории русской культуры. Данная черта проявляется как:

- характерная категоричность суждений и оценок ("Если Бога нет, то все дозволено!", "Если враг не сдается - его уничтожают" и т.п.);

- раскол как стереотип индивидуального поведения и общественного действия.

Раскольничьим характером пронизано поведение людей и общественных групп на протяжении всей истории России. Это и русские бегуны, уходящие от неприемлемых, неправедных порядков, и страдальцы за идею, за веру. Это и раскольничье поведение народа по отношению к своему прошлому, стремление все начать заново, с чистого листа (что проявилось и в реформах Петра I, и в преобразованиях Советской власти), и по отношению ко всей реальности мира, когда старообрядцы уходили не только от общества, от церкви, но и от истории, потерявших, по их убеждению, Благодать Божественного присутствия. Это и уход из общества для борьбы с ним и с государством многих поколений русской революционной интеллигенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: