Метод типологизации и критерии типологии культур

Культура представляет собой разнородный по своему составу и содержанию феномен. Чтобы плодотворно изучить и описать многообразный культурный материал, его необходимо систематизировать, упорядочить и классифицировать. Для этого применяется научный метод типологизации культурных явлений, в основе которого лежит расчленение социокультурных объектов и их объединение посредством обобщенной модели или типа. Под типом культуры понимается идеальная модель, фиксирующая общность черт, сторон или проявлений культуры, отличающие данные культуры от других культур, или выделение определенных, качественно однородных периодов развития культуры. Описание и сопоставление куль­турных предметов и явлений позволяет зафиксировать различные типы культур, которые имели место и существуют в истории человечества, выявить причины и характер отклонения и изменения реальных культурных типов от идеальных.

Типология культуры – это классификация характеристик и проявлений культуры по какому-то критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам. Многообразие типологических построений культуры выступает отражением ее многофункциональности и разнообразия форм проявления в реальной истории общества. Типологии культуры производны от трактовки самого понятия культуры, истолкования сущности культурно-исторического развития, критериев обобщения феноменов культурного многообразия.

При построении типологии культуры необходимо соблюдать определенные методологические требования: выделение строго фиксированного набора признаков культурной системы (самодостаточным и исчерпывающим в данном ракурсе исследования); единство критерия, на основе которого выделяются типы культуры. Трудности при построении типологии культуры определяются:

1) размытостью и зыбкостью культурных характеристик, что затрудняет их фиксацию посредством строгих логических понятий;

2) непрерывной динамичностью культуры, что приводит к стиранию существовавших между культурами различий в ходе их исторического развития и возникновению новых;

3) постоянным изменением свойств и признаков культуры под влиянием внешних и внутренних факторов.

Следует помнить, что тип культуры – это абстрактная конструкция, которая в обобщенном и схематизированном виде выражает некоторые существенные черты культуры, отвлекаясь от их специфических особенностей. Каждая конкретная культура уникальна и отнести ее к тому или иному типу можно лишь с какими-то упрощениями, известными поправками, поэтому все культуры только приблизительно соответствуют тому или иному выделенному в ходе культурологического исследования типу.

В культурологии выделяются различные критерии типологизации культур. В качестве оснований типологизации культурных объектов и систем могут выступать конкретные совокупности показателей, фиксирующие наиболее значимые параметры изучаемых культур в соответствии с исследовательской задачей. Современное культурологическое знание представлено различными классификациями культур, которые равноправно существуют в культурологии.

Так, в качестве критериев типологии культур могут выступать: лингвистические (форма родственных языков – индоевропейский, семито-хамитский, урало-алтайский и др.); исторические (разделение в зависимости от исторической ступени развития общества – первобытная, античная, средневековая и т.д.); пространственно-региональные (связанные с местом определенной культурной системы в географическом пространстве – восточная, западная, европейская, азиатская, североамериканская и пр.); религиозные (по системообразующему вероисповедному признаку данной культуры – христианская, мусульманская, буддийская и пр.) и др.

Большое место в культурологии занимают социологические критерии классификации культур: структура социальной стратификации (деревенская, городская, профессиональная, маргинальная и т.д.); специфика социальной солидарности (кровнородственная, этническая, национальная, конфессиональная); уровень технологии материального, социального и духовного производства (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная); тип социального развития (традиционные и инновационные).

В качестве примеров современных разработок этого вопроса можно привести исследования канадского социолога и культуролога Г. Маклюэна, американского культурного антрополога М. Мид, социолога и социального психолога Г. Хофстеде. Так, в качестве критерия типологии культур Маклюэн выделяет средства общения, которые выступают ядром культуры и формируют сознание людей и их образ жизни. Подчеркивая связь между развитием систем кодирования социального опыта и фазами прогресса общества, он выделяет дописьменные, письменные (книжные) и экранные (информационные) типы культуры.

У М. Мид основанием классификации культур выступает связь поколений, которая воплощается в доминирующей модели поведения. Отсюда различаются три типа культуры:

1) постфигуративный (ориентирован на предков и традиции, жесткая связь поколений);

2) кофигуративный (ориентирован на поведение современников, ослабление межпоколенной коммуникации);

3) префигуративный (самостоятельный выбор человеком модели поведения и поиск ответа на проблемы бытия, разрыв связи поколений).

Исследования Г. Хофстеде были нацелены на выявление сквозных факторов, которые составляют фундамент национальной идентичности и предопределяют различия в культурах, существующих в мире. Проведя масштабные исследования в более чем 50 странах мира и осуществив факторный анализ свыше 116000 анкет, Хофстеде фиксирует четыре критерия, по которым сравниваются культуры:

· индивидуализм – коллективизм;

· устойчивость – развитие;

· восприятие неравенства;

· отношение к женщине.

Таким образом, многообразие связей культуры с различными аспектами и видами социальной деятельности определяет различные варианты типологизации культурных феноменов и систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: