Структура культуры. Культура является сложноорганизованной и динамичной системой, состоящей из определенной совокупности взаимосвязанных между собой компонентов и обладающей

Культура является сложноорганизованной и динамичной системой, состоящей из определенной совокупности взаимосвязанных между собой компонентов и обладающей рядом функций.

Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий типичные формы культуры, ее внутреннее «строение» как целостности. Единицей или элементарной клеточкой культуры выступают артефакты – различного рода предметы, действия и события как результат деятельности людей и носители информации. Артефакты представляют единство материала (определяет практически полезные качества) и духовного содержания (обусловливает значение, смысловые характеристики). Артефакты являются выражением какой-либо культурной формы – стандарта, образца решения задачи по удовлетворению индивидуальной или групповой потребности людей. Культурная форма – это сочетание сущностных черт объекта, воплощающих его утилитарные и символические функции, на основании которых проводится его идентификация (опознание). Культурную форму могут воспроизводить множество артефактов (жилище, одежда, обряды и ритуалы и т.д.). В результате культурная система предстает как совокупность упорядоченных и информационно связанных культурных форм, исторически сложившихся в практической деятельности и сознании конкретной человеческой общности.

Существуют многочисленные структурные модели культуры. В формальном плане структура культуры может быть представлена единством материальной и духовной культуры.

Материальная культура – это область материально-производственной деятельности человека и ее результатов. Материальная культура связана непосредственно с объективными естественными условиями существования человека, прямо обусловлена качествами природных предметов и явлений, которые используются человеком в качестве исходных материалов при создании материальных продуктов и материальных средств существования человека. Фундамент материальной культуры составляют вещи как продукт материальной деятельности людей. Они имеют двойственную природу, поскольку принадлежат одновременно природной и собственно культурной сферам бытия. В состав материальной культуры входят: средства производства (ресурсы, технологии, орудия труда, средства потребления и продукты производства), виды материально-предметной деятельности людей (сфера технологии производства и производственных отношений), материальные ценности (здания, сооружения, коммуникации, парки и т.д. и предметы прошлого – памятники, археологические объекты).

Духовная культура – это результаты духовной деятельности людей и способы этой деятельности. В качестве компонентов духовной культуры можно указать обычаи, нормы поведения, сложившиеся в конкретных исторических условиях, а также нравственные, эстетические, религиозные и другие ценности, различные представления и научные знания. Следует отметить, что разделение культуры на материальную и духовную – только научная абстракция, так как каждый материальный предмет, прежде чем он был создан, должен сначала стать «идеей» в мозгу человека. А любая идея, чтобы стать доступной для других людей, должна объективироваться в каком-либо материале – книге, скульптуре, технике и т.д. Мир произведений человека – это всегда мир, в котором мысль или творческое воображение сливаются с материалом, в котором они воплощены, это мир нераздельный.

В самом широком плане культура может быть структурирована на основе сфер общественной жизни: экономическая культура (воспроизводство условий материальной жизни человека), социальная культура (производство и развитие общественных условий жизни человека), физическая (сохранение и развитие телесно-духовных потенций человеческого организма) и т.д. (моральная культура, политическая культура, религиозная культура, правовая культура, художественная культура).

Культура – это обработанная человеком природа, мир созданных им вещей, имеющих ценность. Следовательно, структуру культуры в самом общем виде образуют: продукты материальной и духовной деятельности людей (что производится?), субъект деятельности и уровень его развития (кто производит?), формы, методы и стандарты деятельности, определяющие жизнь (как производится?).

Можно говорить об уровнях культуры: народная культура, которая вырастает из повседневной трудовой деятельности, носит анонимный характер и «высокая» культура, которая имеет авторский, индивидуальный стиль и представляет менталитет народа и черты эпохи. По носителю выделяют такие уровни культуры, как мировая, национальная, социальной общности, семьи, индивида.

Любое структурное деление культуры предполагает организацию ее многообразных и динамичных компонентов всех уровней в целостную систему. Их систематизирующим фактором выступают предельные основания культуры. Они представлены мировоззренческими универсалиями (категориями культуры), которые выражают фундаментальные жизненные смыслы и ценности, составляющие содержание категорий, фиксирующих наиболее общие характеристики объектов человеческой деятельности («пространство», «время», «причина», «вещь» и др.) и опыт включения индивида в систему социальных отношений («вера», «добро», «истина», «красота», «справедливость» и т.д). Мировоззренческие универсалии определяют понимание, осмысление, переживание и оценку представителем конкретной культуры окружающей действительности, ситуаций и состояний человеческой жизни. Смыслы универсалий в этом аспекте предстают как базисные ценности культуры.

В своем взаимодействии мировоззренческие универсалии образуют целостную картину человеческого жизненного мира. Человек усваивает их в процессе воспитания и социализации, через язык, знания и образцы поведения, через включения в различные виды деятельности. В этом процессе происходит сложное сопряжение биологических программ (индивидуальная наследственность) с надбиологическими программами общения, поведения и деятельности (социальная наследственность). Мировоззренческие универсалии функционируют как обобщенные программы жизнедеятельности людей и являются своеобразными генами социальной жизни, в соответствии с которыми воспроизводится тот или иной тип общества. Для того чтобы радикально преобразовать общество, нужно изменить эти гены, поэтому духовная революция всегда предшествует революциям политическим и социальным.

В мировоззренческих универсалиях культуры имеется абстрактное всеобщее содержание, присущее различным типам культуры, которое всегда соединяется со специфическими смыслами и значениями, свойственными культуре исторически определенного типа общества, выражающими принятую в нем систему ценностей. Именно эти смыслы характеризуют национальные и этнические особенности каждой культуры, определяют специфику различных культур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: