Культура как процесс

В настоящее время проблема культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур и прогнозирования ведущих тенденций их трансформаций, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них занимает главное место в культурологии. Культура как противоречиво функционирующая целостность представляет собой единство стабильности, устойчивости, воспроизводства и изменения, обновления, развития ее элементов и отношений. Культурная стабильность определяется как естественное нормальное развитие общества. Одним из определяющих факторов стабильности в демократическом обществе выступает конституционный порядок – отсутствие несанкционированного государством насилия и его способность быстро и эффективно подавлять зоны нелегитимного насилия при решении возникающих социальных проблем. Важнейшей чертой стабильности является преемственность – единая система ценностей, на которой основывается деятельность социальных институтов и населения страны, существование моделей поведения, обладающих статусом психологической привычки и социального образца.

Преобладание статичности и состояния покоя неизбежно приводят к культурному застою. Культурный застой – состояние длительной неизменности культуры и ее элементов, при котором резко ограничиваются или запрещаются инновации. Консервация существующей системы ценностей и способов деятельности достигается за счет изоляции общества и жестокого контроля внутри него. Некоторые культурные изменения происходят, но они не выходят за рамки существующих культурных традиций. Культурный застой опасен деградацией общества и разрушением основ социального бытия (кризис, аномия, варваризация общества).

Изменчивость – сущностное свойство культуры, выражающее ее способность к самообновлению. Под культурными изменениями понимаютсялюбые преобразования в культуре как внутренние (во времени), так и внешние (в пространстве), как количественные, так и качественные. Культурные изменения могут носить как необратимый характер, так и обратимый (циклы, катастрофы и т.д.). Причинами культурных изменений являются: приспособление к изменениям внешней среды (природной и социальной); потребность в разрешении внутренних противоречий; творческая деятельность отдельных личностей и групп.

Понятие «динамика культуры» обозначает целостный, упорядоченный, направленный процесс культурных изменений. Известный культуролог Ю.М. Лотман рассматривает характер динамики культуры в виде предсказуемых и непредска­зуемых («взрывных») движений. Взрывные процессы реализуются в «сложном динамическом диалоге с механизмами стабилизации», поэтому в исторической реальности эти два полюса взаимодополняют друг друга. Изменения в культуре выстраиваются в виде своеобразного колебания маятника между состоянием взрыва, постепенности и устойчивости.

Для анализа процессов стабильности и изменчивости культуры используется понятие «культурогенез», которое обозначает процесс происхождения культуры (в узком смысле) или вид социокультурной динамики, заключающийся в порождении новых культурных форм и систем. Культура – процесс постоянного приспособления человека к изменяющимся условиям его жизни посредством их преобразования в ходе деятельности людей. Можно выделить три этапа в становлении культурных форм:

1) выработка новаций;

2) создание на их основе новых культурных форм и их внедрение в социальную практику;

3) замена старых культурных форм или сосуществование старых и новых форм.

Развитие культуры – это высшая форма культурных изменений, процесс необратимых, поступательных, качественных изменений культуры и ее компонентов. Развитие включает в себя как восходящую линию – прогресс (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному), так и нисходящую линию – регресс (переход от высшего к низшему, к упрощенному состоянию), содержащий моменты стагнации, застоя, возврата к устаревшим и отжившим структурам и формам.

В культурологии выделяется ряд главных источников (механизмов) культурной динамики: инновация, культурное наследие, культурная диффузия, культурный синтез.

Инновация является способом обновления культуры. Инновация – создание новых идей и принципов жизнедеятельности, программ преобразования общественного бытия, форм мышления и чувствования, познания мира. Субъектами инноваций могут быть творческие личности (мудрецы, пророки, правители, ученые и т.д.), социальные и этнические группы, т.е. активные слои общества, которые не приемлют существующие общественные отношения. Главная проблема развития общества заключается во внедрении нововведений в социальную среду. Судьба инноваций, прежде всего, зависит от социального запроса общества на то или иное нововведение и от наличия социальной группы, наиболее заинтересованной в новации, ее решительности и активности. Если отсутствует какое-либо из этих условий, то соединение инновации с социокультурной средой не происходит, и инновация обречена на забвение, отторжение или только лишь временную реализацию.

Культурное наследие – сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, все то, что было создано людьми в ходе развития общества. Стержнем культурного наследия выступает традиция – способ бытия и воспроизводства элементов культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. В содержательном плане традиция аккумулирует в себе определенную систему норм, программ и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть культурного наследия социума. В функциональном отношении традиция выступает механизмом хранения и передачи образцов поведения и деятельности, которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), обрядов и ритуалов, символических текстов и знаков.

Традиция выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности человека, группы или целого социума, поэтому в традицию нельзя грубо вмешиваться, ибо это нарушает важные механизмы культуры. В каждой культуре существует динамическое сочетание традиции и новации. В ходе обновления общества постоянно передающиеся культурные элементы образуют самобытное ядро данной культуры (обычай, обряд, ценности, нормы), которое становится важным фактором новой культуры и ее опорой.

Культурная диффузия – процесс распространения культуры в социальном и географическом пространстве, в результате которого происходит взаимное проникновение отдельных элементов культуры и целых ее систем. Данный процесс осуществляется путем культурного заимствования – использования, освоения элементов, созданных в других культурах представителями данной культуры. Культурные заимствования – это наиболее распространенный источник культурных изменений.

Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, торговля, война, научно-технический обмен и др. Заимствование может носить прямой (непосредственное воздействие) или косвенный характер (через СМИ, научные и культурные центры и т.д.). Культурная диффузия зависит от: степени интенсивности контактов (постоянные или фрагментарные), условия контактов (насилие или толерантность), состояния общества (готовность социальной среды к восприятию другой культуры, стабильность системы регуляции). Процесс культурных заимствований является сложным, ибо они должны осуществляться в формах, совместимых с ценностями заимствующей культуры. В культуре нельзя следовать универсальным стандартам, поэтому, с одной стороны, культурная диффузия может способствовать сближению культур различных обществ, с другой – она может приводить к потере культурной самобытности (европейская колонизация народов Америки, Африки и Азии.)

Культурный синтез представляет собой процесс взаимодействия и соединения разнородных культурных элементов в определенную целостность, имеющую качественно новую форму и содержание, которое отсутствует у составляющих ее элементов (эффект «сборки»). Синтез представляет собой качественный, ценностный и содержательный сдвиг в общественной жизни, ибо элементы культурных систем образуют органический сплав, выводящий на новый уровень развития общества. Культурный синтез возникает тогда, когда культурная система осваивает достижения других обществ в областях, недостаточно развитых в ней самой, но при этом сохраняет исходную самобытную основу, поддерживающую ее устойчивость и целостность. Например, реформы Петра I в России в начале XVII в., исламская культура как синтез компонентов арабской, персидской, ближневосточной культур, культура Латинской Америки как продукт взаимодействия индийской и испано-португальской культур, культура современных азиатских стран (Япония, Южная Корея, Сингапур и др.) как органичный сплав восточноазиатской и западной культур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: