Социальные формы существования культуры

Можно выделить ряд ведущих социальных форм существования культуры в истории и современном мире: массовая и элитарная культуры, субкультура, контркультура, маргинальная культура.

Массовая культура – культурная продукция, которая постоянно производится в больших объемах и рассчитана на потребление всеми людьми, независимо от их этнической, религиозной, государственной принадлежности. Массовая культура – это культура повседневной жизни, распространяющаяся по различным информационным и коммуникационным каналам для самой широкой аудитории людей. Предпосылки массовой культуры имели место еще в XVII–XVIII вв., однако ее конкретное становление происходит на рубеже XIX–XX вв. В этот период происходит активизация роли больших масс людей в различных сферах общественной жизни, тотальная массовизация этой жизни (политика, экономика, образование и пр.). Отсюда возникает потребность в управлении сознанием и поведением миллионов людей. Коммерциализация общественных отношений привела к превращению духовных продуктов в товар, что в сочетании с мощным развитием средств коммуникации и определило формирование массовой культуры. Массовая культура формирует и своего потребителя – средний класс, который стал стержнем социальной структуры индустриального общества и сделал её популярной.

Массовая культура выражает особенности производства культурных ценностей в современном обществе, которое имеет конвейерный характер и рассчитано на массовое потребление. Она выступает реальным регулятором повседневной жизни широких масс, во многом унифицируя их жизнь. Главной целью массовой культуры выступает формирование и воспроизводство потребительского сознания у человека, пассивного и некритического восприятия реальности, социального конформизма.

Основными проявлениями современной массовой культуры являются: индустрия детства, индустрия развлечений и отдыха, индустрия туризма и спорта, мода, реклама, киноиндустрия, музыкальный шоу-бизнес, система государственной идеологии и пропаганды, средства массовой информации. В современных теориях массовой культуры сосуществуют две тенденции: критическая и апологетическая. Согласно первой, массовая культура – сила разрушительная, угрожающая стабильности и возможностям развития человека и общества (К.М. Энценсбергер), замаскированное средство манипулирования сознанием и действием масс (Г. Маркузе). С позиции второй, массовая культура – способ эффективного социального управления в современном информационном обществе, важный компонент модернизации общества, культурная составляющая демократии, правового государства, рыночной экономики (М. Маклюэн и др.).

В качестве антипода массовой культуры в культурологии выделяется элитарная культура. Элитарная культура («высокая культуры») – это культурная продукция, производителем и потребителем которой является высокообразованная, привилегированная часть общества (родовая аристократия, политики, крупные бизнесмены, профессиональная духовная интеллигенция). Элита – особый слой общества, наиболее способный к духовной деятельности или обладающий властными возможностями в силу своего положения. Элитарная культура находит свое воплощение не только в духовной (прежде всего искусство), но и в материальной продукции (одежда, предметы роскоши и т.д.). Она, как правило, носит поначалу экспериментальный, авангардный характер, трудна для понимания массового потребителя, опережает уровень культуры современников.

Как считают представители элитарных теорий культуры (Х. Ортега-и-Гассет и др.), именно творческое меньшинство обеспечивает прогресс общества, его самосохранение и развитие, поэтому искусство должно быть ориентировано не на массового, а на элитарного потребителя, удовлетворение его интересов и запросов. Вступление западной цивилизации в стадию индустриализма сделало элитарную культуру объектом рыночных отношений и одновременно уникальной сферой инноваций, где непрерывно идет поиск новых средств выражения, форм и стилей. Это не привело к исчезновению высоких образцов профессионального творчества и великих произведений культуры, которые появились в XIX–XX вв. Унифицированности и тривиальности массовой культуры элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность, создавая новые культурные формы и определяя пути развития культуры.

Субкультура – особая форма организации жизни социальных групп, стремящихся адаптироваться внутри господствующей культуры, обрести относительно автономное и стабильное культурное существование со своим стилем, языком, нормами и ценностями. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения официальной культуры. Как правило, они связаны с многочисленными, относительно изолированными группами людей и специфическими условиями их жизни. Причинами возникновения субкультур выступает стремление господствующей культуры контролировать все проявление частной жизни, а также различия между поколениями, создающими свои приспособительные механизмы.

Социальной базой субкультуры выступают различные группы и общности (возрастные, конфессиональные, территориальные, этнические, профессиональные и пр.). Они становятся носителями своей культурной среды, относительно закрытой и герметичной, обладают высокой устойчивостью, но не ставят целью изменить доминирующую культуру (городская, детская, молодежная, сельская, заключенных, инвалидов, спортсменов и др.). Субкультурные феномены проявляются и закрепляются посредством собственной символики, языка, особого стиля, образа жизни, стереотипов поведения и стандартов восприятия. Наличие субкультуры отражает процесс мировоззренческой и социальной дифференциации общества. В конечном счете, различные по форме и содержанию субкультуры порождаются традиционными для общества ориентациями, не противостоят господствующей культуре, но вносят в нее свой специфический колорит. Реально именно субкультуры создают для индивида возможность выбора ценностных установок, образа жизни, основанного на уважении к неповторимости каждой личности.

В условиях резкого изменения образа уровня жизни субкультурные группы активно стремятся выработать ценности, альтернативные доминирующей культуре, которые проникают и нередко заменяют ее. В современной культурологии понятие «контркультура» имеет два главных значения. Во-первых, отражает критическое отношение молодежной субкультуры 60-х гг. прошлого века к традиционным господствующим ценностям буржуазного общества, «ложной культуре отцов». Термин «контркультура» ввел американский социолог Т. Роззак в 1960 г., обозначив им либеральную оценку движения хиппи и битников как относительно целостного феномена, противостоящего официальной культуре западного общества со своими новыми ценностями (секс, наркотики, психоделизм, рок и пр.).

Во-вторых, понятие «контркультура» обозначает социально-культурные установки, противостоящие базисным принципам доминирующей культуры и обладающие кулътуротворческим зарядом. О контркультуре можно говорить, когда локальные ценности начинают претендовать на универсальность, выходят за рамки собственной субкультуры, проникают в широкие социальные общности. В этом значении контркультура – постоянная составляющая мировой культуры, любой её системы. Культура развивается не просто путем приращения своего содержания, а за счет постоянного сдвига в системе ценностей. Они не всегда рождают новый вид культуры, но для того чтобы он возник, нужен постоянный поиск и отбор новых ценностных смыслов и идеалов. Тем самым контркультура является выражением механизма культурного обновления, инструментом культурного творчества, осознанием кризиса господствующей культуры и ответом на общества на исторический вызов.

Маргинальная культура (от лат. – находящийся на краю) – это переходная, пограничная культура, возникающая на грани, стыке культурных систем, мировоззрений, этносов, субкультур, исторических эпох. Феномен маргинальности органично присущ современной культуре. Появлению маргинальной культуры способствовали такие факторы, как:

1) социальные катаклизмы XX в., выбрасывающие человека из закрепленной социальной среды, что порождает новую ориентацию на диалог культур;

2) процессы урбанизации и миграции, ослабляющие традиционные межличностные связи (территориальные, семейные и пр.);

3) эмансипация этнических меньшинств, усложняющая картину мира на макроуровне;

4) переход к новой организации производства (гибкие малые группы);

5) деятельность «неформальных» движений («зеленые», антиглобалисты и др.).

Культурная маргинальность относится к процессам кросскультурных контактов и ассимиляций. Мозаичность современной культуры изменяет ситуацию человека в мире, формирует «пограничное» сознание индивидов, которое находится под воздействием разных культурных миров и ценностных установок. Маргинальный человек живет как бы в двух мирах одновременно (в случае иммигранта – в мире родной культуры и местной), что вынуждает его принимать ценности и нормы обоих миров.

Принадлежность маргинала к нескольким культурным группам заставляет его производить постоянный выбор предпочтений и действий. С одной стороны, подобная позиция повышает адаптивные возможности и исследовательские качества маргинальной личности. С другой – противоречивость культурных установок может расколоть внутренний мир личности, стать источником конфликта в психике. Относительность всех культурных форм, которая ставит индивида перед необходимостью непрерывного выбора между ними, делает опыт маргинала (взаимодействия на перекрестке культурных потоков, исторических традиций) в современной ситуации поликультурного и полиэтничного общества наиболее значимым и эффективным.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: